Легкий спортивный самолет 2-ЭА.

Разработчик: Гремяцкий
Страна: СССР
Первый полет: 1972 г.0.2-ЭА.

После «Дископлана» Гремяцкий спроектировал легкий спортивный самолет классической схемы, низкоплан с обычным оперением. Строился самолет в 1970-1971 годах. В 1972 году самолет, названный 2-ЭА, успешно прошел испытания. На этом самолете Гремяцкий налетал более 40 часов.

Самолет 2-ЭА имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла МТ-8 мощностью 32 л.с. с понижающим редуктором. Воздушный винт диаметром 1,6 м развивал максимальную тягу на месте в 100 кг при скорости вращения 2000 об/мин.

Взлетная масса самолета — 300 кг, размах крыла — 8 м, площадь крыла — 10 м. Самолет имел цельнодеревянную конструкцию. Двухлонжеронное крыло с элеронами по всему размаху обтянуто полотном. Передняя часть фюзеляжа и носок крыла имели фанерную обшивку. Шасси трехстоечное с хвостовым колесом. Передняя дугообразная стойка шасси, выполненная из дерева твердых пород, играла роль амортизатора. Зимой на колеса надевались лыжи.

Взлетно-посадочные характеристики были хорошими. Максимальная скорость — 120 км/ч, вертикальная — 2 м/с. На самолете 2-ЭА летали А.Дуняшев, В.Шмырев и другие. Самолет был прост в управлении и эксплуатации.

В начале 1973 года в Центральной лаборатории новых видов спасательной техники (ЦЛСТ) А.В.Гремяцкий приступил к проектированию экранолета ЭСКА-1.

Винтомоторная установка вместе с двигателем МТ-8 и воздушным винтом диаметром 1,6 м были взяты для экранолета ЭСКА-1 от самолета 2-ЭА.

В августе 1973 года экранолет был поднят в воздух Гремяцким. Экранолет летал отлично. Весь первый этап испытаний выполнил сам конструктор. За разработку аппарата ЭСКА-1 он был удостоен медали ВДНХ.

Одновременно с проектно-конструкторскими работами А.В.Гремяцкий продолжал летать на своем самолете 2-ЭА. В одном из полетов в феврале 1974 года произошла авария (предположительно — срыв в штопор с высоты около 80 м). Полученные пилотом травмы, осложненные развившимся отеком легких, привели к трагическому исходу.

Многие идеи талантливого конструктора остались неосуществленными, не были завершены и некоторые начатые им работы.

ЛТХ:

Модификация: 2-ЭА
Размах крыла, м: 8,00
Длина самолета,м: 5,20
Высота самолета,м: —
Площадь крыла,м2: 10,00
Масса, кг
-пустого самолета: 200
-максимальная взлетная: 300
Тип двигателя: 1 х ПД МТ-8
-мощность, кВт: 1 х 32
Максимальная скорость, км/ч: 120
Крейсерская скорость, км/ч: 100
Практическая дальность, км: —
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1.

1.Легкий самолет 2-ЭА.

Легкий самолет 2-ЭА.

2.2-ЭА. Рисунок.

2-ЭА. Рисунок.

3.2-ЭА. Схема.

2-ЭА. Схема.

.

.

Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Сайт «Уголок неба» (airwar.ru).