Многоцелевая летающая лодка Ш-7.

Разработчик: Шавров
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.0.ш-7

Конструктор В.Б.Шавров в 1939 году спроектировал 6-местную летающую лодку-амфибию для связи между полярными станциями, ледовой разведки с кораблей и полетов на местных авиалиниях северных районов страны. В 1940 году самолет был построен и прошел испытания, после которых его под маркой Ш-7 решили строить серийно на авиазаводе Главсевморпути.

Конструкция Ш-7 — металлический высокоплан с полотняной обшивкой крыла и оперения, подкрыльными поплавками и убираемым в борта лодки шасси. Двигатель МГ-31Ф мощностью 330 л.с. с тянущим винтом располагался над лодкой, на стойках. Корпус лодки образован из листов без выколотки, граница днища и бортов плоские или слабо гнутые. Клепка чечевичными заклепками на сурике. Вход в кабину летчиков через двери в бортах лодки, сбрасываемые при аварии, вход в четырех местную пассажирскую кабину — через круглый люк в палубе за крылом, служившим также и для стрелковой установки.

Крыло двухлонжеронное. Полки лонжеронов — трубы 50 х 46 мм, в центроплане из стали, на консолях из дюралюмина, с бужами в основании консолей. Элероны и закрылки щелевые, опускавшиеся: элероны на 50° и элероны вместе с закрылками на 15°. Обшивка крыла площадью 23,3 квадратных метра и оперения — полотняная. Управление тросовое, двойное, штурвал перекидной в полете. Шасси с ломающейся стойкой, уборка и выпуск его ручные с цепной передачей.

Колеса шасси убирались в углубления в бортах лодки и могли заменяться лыжами от самолета И-15бис. При посадке на воду лыжи также подбирались к бортам. Такая комбинация посадочных устройств значительно расширяла возможности использования самолета (вес пустого — 1230 кг, взлетный — 1900 кг).

Моторама сварная, на стойках, все из мягких стальных труб. Два топливных бака в центроплане, один расходный наверху вместе с масляным. Самолет мог быть поднят на крюке. Было оборудование для ночных полетов, приемо-передающая станция, морское оборудование, а в военном варианте — стрелковая установка ТТ-1 на один пулемет ШКАС с 300 патронами для защиты сзади.

Воздушный винт первоначально был взят деревянный от двигателя самолета «СТАЛЬ-2», а потом сменен на металлический трехлопастный ВФШ от двигателя «Райт» в 300 л.с. Двигатель МГ-31Ф работал хорошо, но к нему не было доверия, и позднее он был сменен на «Райт J-6».

Во время испытаний, которые летом 1940 года проводил летчик Е.О.Федоренко, самолет с двигателем МГ-31Ф мощностью 330 л.с. показал скорость 218 км/час, потолок — 3000 м. К сентябрю были закончены его заводские и государственные испытания по расширенной программе в СНИИ ГВФ.

Решено было построить серию самолетов Ш-7 на ремонтом заводе Главсевморпути, приняв двигатель МГ-31Ф и немного увеличив площадь крыла за счет центроплана. В годы войны Ш-7 использовался в колесном и лыжном вариантах для перевозок срочных грузов на Волге (Саратов, Сталинград, Астрахань и др.).

ЛТХ:

Модификация: Ш-7
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 9,40
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 23,30
Масса, кг
-пустого самолета: 1230
-нормальная взлетная: 1900
Тип двигателя: 1 х ПД МГ-31Ф
-мощность, л.с.: 1 х 330
Максимальная скорость, км/ч: 218
Крейсерская скорость, км/ч: 178
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3000
Экипаж: 2
Вооружение: стрелковая установка ТТ-1 на один пулемет ШКАС с 300 патронами для защиты сзади.

1.Летающая лодка Ш-7 Аэрофлота.

Летающая лодка Ш-7 Аэрофлота.

2.Ш-7 Аэрофлота на пирсе.

Ш-7 Аэрофлота на пирсе.

3.Ш-7 во дворе авиазавода Главсевморпути.

Ш-7 во дворе авиазавода Главсевморпути.

4.Ш-7 выруливает по воде для взлета.

Ш-7 выруливает по воде для взлета.

5.Ш-7. Схема 1.

Ш-7. Схема 1.

6.Ш-7. Схема 2.

Ш-7. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.