Морской дальний разведчик МДР-7.

Разработчик: Самсонов
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.0.мдр-7

МДР-7 П.Д.Самсонова — летающая лодка с двумя двигателями М-88 по 1100 л.с., высокоплан со свободнонесушим крылом, без подкосов, с однобокими подкрыльными поплавками, убираемыми в гондолы. Вертикальное оперение разнесенное, горизонтальное — с небольшим поперечным V. Конструкция цельнометаллическая. Требования руководства морской авиации, по которым спроектировали самолет, в основном, сводились к следующим: максимальная скорость — 440-470 км/ч, посадочная — не более 120 км/ч, потолок — 9000 м, дальность — до 4000 км.

По расчетам была принята удельная нагрузка 160 кг/м2. что для условий 1938 года было значительной величиной, а площадь крыла принята 40 м2. Практически из-за неизбежных перетяжелений удельная нагрузка получилась 188 кг/мг, что было чрезмерным.

Конструкция самолета была очень продуманной и заключала много оригинальных решений. Лодка длиной 14 м была двухреданная. Передний редан клиновидный, задний заостренный, «утюг». На втором экземпляре самолета передний редан был сделан обычным поперечным, без клиновидности. Конструкция корпуса лодки — полумонокок с большим количеством стрингеров при сравнительно тонкой обшивке. Угол поперечной килеватости — около 30 градусов. Без крутой вогнутости (как на МБР-2). Шпангоуты рамные с флорами, кроме двух узловых, имевших сильные раскосы.

Экипаж — 3-4 человека.

Крыло пятилонжеронное (5 стенок), причем между второй и третьей стенками обшивка крыла на верхней стороне была усилена изнутри трапециевидным гофром так, что получился кессон. Соединение консолей с центропланом фланцевое, фланцы внутренние, невыступающие. Толщина обшивки крыла 1,2-0,6 мм. Против элеронов автоматические предкрылки. Кабина летчиков закрытая. Управление самолетом тросовое.

Винты трехлопастные ВИШ на два положения. Была применена опытная, очень удачная конструкция клепаных баков — на бакелитовом лаке по перкалевой ленте, им пропитанной, клепка — в сыром виде.

Оборудование самолета, как морского разведчика: радио, фото и др. Вооружение: два пулемета ШКАС и два пулемета УБТ (в задней турели), десять бомб по 100 кг (ФАБ-100, длиной 2,4 м) под крылом.

Эскизный проект был представлен 14 октября 1938 года. Самолет был выпушен в 1940 году, второй и третий экземпляры — в начале 1941 года. Качество изготовления самолета было не выше среднего, а крыло было сделано с морщинами, неровностями и даже хлопунами. К тому же оно было сильно аэродинамически испорчено мотогондолами звездообразных двигателей.

Первый же полет 25 июля 1940 года с водохранилища закончился катастрофой. Летчик Т.В.Рябенко произвел взлет с малой нагрузкой, но на высоте около 100 м при повороте с набором высоты самолет скользнул на крыло в сторону поворота и разбился.

Второй экземпляр самолета испытывался уже позже, весной 1941 года. Было всего два полета (летчик И.М.Шевнин). И хотя крыло на этот раз было выполнено гораздо лучше и многие неровности на нем были зашпатлеваны, видно было, что оно мало по размерам и испорчено мотоустановками. Велик был разбег, самолет не брал высоты даже с неполной нагрузкой. Испытания были прекращены. Самолет был испытан в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ, продувка подтвердила его плохую аэродинамику — чрезмерно малое и испорченное крыло.

Третий экземпляр самолета с несколько увеличенным крылом и неубираемыми поплавками был закончен постройкой, но не испытывался.

ЛТХ:

Модификация: МДР-7
Размах крыла, м: 17,00
Длина, м: 14,60
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 36,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 6300
Тип двигателя: 2 х ПД М-89
-мощность, л.с.: 2 х 1100
Максимальная скорость, км/ч: 494
Крейсерская скорость, км/ч: 370
Практическая дальность, км: 3500
Cкороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 9000
Экипаж, чел: 3-4
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС и два пулемета УБС
Бомбовая нагрузка: 10 х ФАБ-100 под крылом.

1.МДР-7 в сборочном цехе.

МДР-7 в сборочном цехе.

2.Сборка МДР-7.

МДР-7 в сборочном цехе.

3.МДР-7. Схема.

МДР-7. Схема.

 

 

Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.