Проект ПТ — планирующая торпеда.
Разработчик: С.Ф.Валк
Страна: СССР
Проект 1935 г.
Уже после Первой Мировой войны во многих странах идея боевого применения самолётов против кораблей получила дальнейшее развитие. Например, в начале двадцатых годов американская авиация действовала на маневрах против линейных кораблей: отрабатывалось метание бомб различного калибра, а также проводились опыты торпедометания по кораблям. В это же время появилось много различных проектов по новому авиационному вооружению. Так американские инженеры Гаммонд в ноябре 1922 года, Гвидони и Крокко 2 августа 1931 года предложили идею пуска с самолётов планирующих торпед. Суть её заключалась в том, что обычная ударная бомба, оснащенная крыльями, после отделения от самолёта самостоятельно летела (планировала) к цели.
Эту идею в начале 30-х годов положили в основу своего проекта учёные НИМТИ (Научно-испытательный минно-торпедный институт) в Ленинграде. Бесспорно, что в СССР именно НИМТИ принадлежит инициатива осуществления идеи крылатого заряда. Заметим только, что подобный проект выдвигали также в 1934 году Р.Г.Ниренберг и В.С.Вахмистров, имевший опыт по самолётам- носителям. Авторы предлагали применять аэроторпеды (их бралось проектировать МАИ), наводящиеся акустическим пеленгатором.
Что касается проекта НИМТИ, то военинженер С.Ф.Валк предложил вариант доставки боевого заряда на дальнее расстояние с помощью самолёта и подвесной автоматической планирующей торпеды. После отделения от самолёта-носителя этот торпедоносец (в дальнейшем «планирующая торпеда» – ПТ) целенаправленно планирует на расстояние до 20 километров.
С.Ф.Валк также предложил проект наведения ПТ на цель при помощи инфракрасного излучения. Из докладной записки С.Ф.Валка начальнику Военно-морских сил РККА от 8 июня 1932 года:
«…Сущность задачи сводилась к необходимости создания оружия мощного разрушительного действия, которое удовлетворяло бы следующим требованиям:
1. Эффективность действия при одиночном попадании.
2. Дальность близкая к средним артсистемам, порядка 10 миль (15-20 км) при возможно малом «мёртвом» времени.
3. Рассеивание продольное и боковое, по возможности не превышающее 1 %.
4. Отсутствие необходимости определения аргументов движения цели и стреляющего.
…Взрыв происходит в подводной части корабля, как в случае применения обычной торпеды, но основную часть пути торпеда, подобно метательному снаряду, проходит не под водой, а по воздуху.
…В качестве радиофарватера для ведения торпеды по определенной траектории представляется целесообразным использовать невидимые инфракрасные лучи прожекторов.
…В Ленинграде, в Электро-физическом институте экспериментально разработан метод управления инфракрасным лучом посредством оптической системы…
Инженер КММО Валк С.Ф.»
.
.
Список источников:
Журнал «Техника и вооружение». 1993-02. Г.Петров. Планирующие торпеды.
Журнал «Аэромузей». 1991-01. Г.Петров. Техника особой секретности. Из истории создания крылатых ракет.