Планер специального назначение ПСН-1.

Разработчик: Валк
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.

Идею применения планирующих торпед (ПТ) против кораблей и морских баз в начале 30-х годов стали развивать под руководством инженера С.Ф.Валка. Планер с взрывчаткой или двумя торпедами на подвеске запускали с самолета и наводили его на цель по радио- или инфракрасному лучу. Валк мотивировал свою идею следующими соображениями: невозможностью обнаружения ПТ звукоулавливателями противника из-за бесшумности ее полета, а также трудностью перехвата торпеды истребителями противника из-за ее малоразмерности. Работы над реализацией проекта начались в 1933 году в Научно-исследовательском морском институте связи (НИМИС), в специально созданной для этой цели лаборатории № 22. К середине 1933 года стало ясно, что одновременное создание самой ПТ и ее телемеханической части слишком сложный процесс. Поэтому проектирование системы наведения было передано в специальную лабораторию, занимавшуюся ИК-техникой, а лаборатория № 22 продолжала заниматься непосредственно ПТ и оборудованием для нее.

В качестве носителя взяли серийный ТБ-3. Планер отделялся от него на расстоянии 30-50 км от цели, планировал, пускал торпеду и садился на воду. В 1934 году испытали опытные образцы ПТ и оборудование.

Ранее упоминалось, что ПТ должны были наводиться по инфракрасному лучу. Для этого на ТБ-3 была оборудована специальная поворотная рама, на которой устанавливались три ИК-прожектора. Эта система получила обозначение «Квант». Комиссия ЦАГИ, в работе которой также принимали участие специалисты института телемеханики и связи, рассмотрела влияние системы на самолет-носитель.

На основе испытаний в аэродинамической трубе был сделан следующий вывод: при установке системы «Квант» на самолет его скорость снижается на 4-5%.

Первые четыре гидропланера построили в 1935 году на заводе № 23, и с начала июня до 10 августа 1936 года на авиабазе в Кречевицах начались летные испытания с подвеской ПТ под ТБ-3. На ПТ летал Н.Н.Иванов.

В 1937-1938 годах заказали небольшую серию беспилотных ПТ, обозначенных ПСН (планер специального назначения), но в марте 1938 года из-за репрессий все работы прекратили. Все изготовленные образцы ПСН сдали на склады в 1940 году.

ЛТХ:

Модификация: ПСН
Размах крыла, м: 8,00
Длина, м: 8,90
Высота, м: 2,11
Площадь крыла, м2: 13,20
Масса, кг
-пустого: 970
-полетная: 1970
Максимальная скорость, км/ч: 350
Скорость при пикировании, км/ч: 500
Дальность, км: 30-35.

Планирующая торпеда ПСН-1 № 4 с подвешенным саморазгружающимся контейнером для бомб малого калибра, подвешенный под крыло самолета-носителя ТБ-3.

2.ПСН-1 образца 1938 г. на транспортировочном шасси.

Планирующая торпеда ПСН-1 образца 1938 г. на транспортировочном шасси.

2а.ТБ-3 с подвешенными ПСН-1.

ТБ-3 с подвешенными ПТ типа ПСН-1.

2б.ТБ-3 с подвешенным ПТ типа ПСН-1.

ТБ-3 с подвешенным ПТ типа ПСН-1.

2в.ПСН № 5 с подвешенной торпедой под крылом самолета-носителя ТБ-3.

ПТ ПСН-1 № 5 с подвешенной торпедой под крылом самолета-носителя ТБ-3.

3.ПТ ПСН-1 после испытательного вылета на озере Ильмень.

ПТ ПСН-1 после испытательного вылета на озере Ильмень.

ИК-прожектор системы Квант.

ИК-прожектор системы «Квант».

4.ПСН-1. Схема 1.

ПСН-1. Схема 1.

5.ПНС. Схема 2.

ПСН-1. Схема 2.

.

.

Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.