Противолодочный самолет-амфибия Бе-12Н «Чайка».

Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1976 г.

Кроме низкой эффективности по решению противолодочных задач, после нескольких лет эксплуатации самолетов Бе-12 выявилась недостаточная надежность ППС-12, и 29 марта 1967 года принимается решение о ее модернизации. Этому способствовало и то, что в составе ППС-12 отсутствовали непосредственные связи между поисковыми средствами и ПВУ, были значительные ошибки в определении места и элементов движения цели, невозможность списания ошибок счисления пути, накапливаемых АНП-1В-1 в процессе боковой наводки.

Задача на модернизацию формулируется не совсем корректно — «увеличить вероятность поражения подводных лодок в два раза». По-видимому, составители упустили из виду, что вероятность поражения подводной лодки торпедой ЛТ-1М не превышает 0,15-0,18. Следовательно, вероятность поражения после модернизации должна составить 0,3-0,36. Тоже не очень впечатляющие данные. Но даже для этого следовало существенно повысить точность определения места цели, элементов се движения, увеличить скорость выработки прицельных данных бортовыми системами. Но это — общая схема, для реализации которой потребовалось провести комплекс исследований, разработать и создать новую аппаратуру.

При модернизации поисково-прицельной системы использовали зарекомендовавшие себя элементы ППС-12, включили пассивные буи направленного действия РГБ-2 системы «Беркут», отработанные на самолете Ил-38 и ряд новых оригинальных устройств. Согласно полученным на испытаниях данным буи РГБ-2 обеспечивали дальность обнаружения малошумных подводных лодок порядка 1,5-2 км и точность определения пеленга 5-7°. Время их работы nooie приводнения не превышало 40 мин. Вес буя — 45 кг. Буи снабжены радиолокационными маяками-ответчиками, обеспечивающими измерение дальности до них и пеленга с самолета. Дальность связи по этому каналу составляет 25-30 км.

Поставленную задачу специалисты, производившие модернизацию, поняли буквально, и она завершилась созданием оригинальной поисково-прицельной системы — «Нарцисс-12» («Бе-12Н»), в состав которой вошли:
-самолетное приемное автоматическое радиоустройство СПАРУ-55 с ПП-1;
-многоканальное ультракоротковолновое приемное устройство (МУЛУ) «Нара»;
-прицельно-вычислительное устройство «Нарцисс-12» с анализатором цели;
-радиолокационная станция «Инициатива-2БН», бортовое оборудование, необходимое для обеспечения работоспособности ППС, пассивные ненаправленные буи РГБ-НМ и РГБ-НМ-1, авиационный поисковый магнитометр АПМ-73С, аппаратура передачи данных АПД ПК-025.

Работу ППС обеспечивают бортовые измерители курса, скорости, высоты полета, автопилот, бомбардировочное и торпедное вооружение. В связи с поступлением на вооружение новых средств поражения подводных лодок расширилась их номенклатура.

Приемное устройство «Нара» обеспечивает прием, первичную обработку и преобразование телеметрической информации от буев РГБ-2 для последующей выдачи в ПВУ. Одновременный прием информации производится с помощью двух пятиканальпых приемников на 10 частотах буев РГБ-2.

Прицельно-вычислительное устройство «Нарцисс-12» является связующим звеном, объединившим все элементы полуавтоматической системы. В отличие от «Сирени», «Нарцисс» относится к вычислителям дискретного действия. Это векторный бомбардировочный прицел с полуавтоматическим сопровождением цели, обеспечивающий определение координат и параметров движения подводной лодки по информации от буев РГБ-2 и вывод самолета в точку сбрасывания средств поражения или постановки буев РГБ-2 с заданного направления.

В состав ПВУ входит цифровая вычислительная машина со специальным устройством ввода-вывода, выполняющая функцию сбора информации, вычисления формульных зависимостей, выдачи сигналов в ППС самолета. Она имеет двоичную систему счисления с быстродействием 16650 операций типа сложение в секунду.

Анализатор цели обеспечивает наглядное отображение гидроакустической обстановки в районе по данным буев РГБ-2 одновременно по всем десяти каналам и взятие на автосопровождение огибающей сигналов от буев, имеющих контакт и выделение в ПВУ пеленга на подводную лодку.

Радиолокационная станция «Инициатива-2БН» является модернизацией базовой РЛС и обеспечивает прием сигналов маяков-ответчиков. Кроме того, РЛС в комплексе с сопрягаемым оборудованием обеспечивает прицеливание по радиозаметным целям и подводным лодкам, находящимся в подводном положении, а также синхронное полуавтоматическое сопровождение ориентира при совместной работе с ПВУ «Нарцисс». Радиолокационная станция является визирной системой, и при наложении электронного перекрестия на изображение цели или отметку от маяка-ответчика на экране определяются их координаты, поступающие затем на вход счетно-решающего прибора.

Первоначально замена магнитометра на самолете не планировалась, но затянувшиеся сроки позволили это сделать и попытаться увеличить возможности самолета по магнитометрическому поиску. К этому времени прошел испытания магнитометр, разработанный на новой элементной базе, получивший обозначение АПМ-73С В его состав входят блоки измерительных и ориентирующих систем, пульт управления с регистратором, распределительное устройство, магниточувствительный блок с системой компенсаторов магнитных помех и другие устройства. Компенсатор магнитных помех «Клин» обеспечивает некоторое снижение воздействия помех, создаваемых магнитным полем самолета. Сущность компенсации помех состоит в создании в объеме магниточувствительного элемента такого искусственного магнитного поля, которое при эволюциях было бы равно по величине и противоположно по направлению полю помех. Дальность обнаружения подводных лодок среднего водоизмещения, размагниченных по нормам ВМФ, с применением АПМ-73С достигает 400 м.

В процессе модернизации на самолете установили аппаратуру передачи данных ПК-025, предназначенную для автоматического обмена командами и координатами цели с взаимодействующими самолетами и кораблями, имеющими соответствующее оборудование. Команды передаются вручную нажатием одной из пятнадцати кнопок. Принятая информация расшифровывается и поступает на световое табло, где отображается номер команды и от кого она поступила, а координаты поступают непосредственно на вход ПВУ «Нарцисс» с одновременным загоранием сигнала «Отсчет» на светосигнальном табло. Ввод принятых координат в ПВУ производит штурман полуавтоматическим методом, нажатием кнопки отсчета на пульте управления ПВУ.

С применением ППС «Нарцисс-12» некоторые изменения претерпела тактика действий экипажей самолетов, так как появилась возможность производить постановку полей буев и барьеров в полуавтоматическом режиме. Классификация первичного контакта производится постановкой трех ненаправленных буев по схеме треугольника или охватывающим барьером. При небольшом времени запаздывания с выходом в точку получения контакта экипажи для его уточнения стали применять буи РГБ-2, наблюдая за изменением пеленга на цель.

При решении тактических задач ПВУ может использоваться в режиме ВЦ («Видимая цель») пли в режиме НЦ(«Невидимая цель»). Первый режим в пояснениях не нуждается, а второй предназначен для прицеливания по выносной точке относительно радиолокационно видимого ориентира. При этом координаты вынесенной точки вводятся вручную.

Если производится работа с анализатором цели, то прицеливание производится по информации от двух буев РГБ-2 или через ПК-025 в виде двух пеленгов от другого самолета (вертолета). Промер базы между выставленными буями, имеющими контакт с подводной лодкой, производит штурман, последовательно совмещая перекресте РЛС с отметками маяков-ответчиков первого и второго буя. При этом в памяти цифрового вычислительного устройства запоминаются координаты буев относительно самолета. Поисково-прицельная система обеспечивай также возможность бомбометания по одному бую, причем пеленг вводится от анализатора цели автоматически, а вынос устанавливается вручную. Задача поражения может решаться и приемами, применяемыми экипажами самолетов Бе-12 с не модернизированной ППС.

Разработка ППС «Нарцисс» продолжалась довольно долго и только в апреле 1976 года ее приняли на вооружение, а через некоторое время приступили к модернизации самолетов в частях.

На самолетах Ил-38 для обработки информации от буев РГБ-2 на этапе выработки данных на применение оружия участвуют два члена экипажа, а в некоторых случаях приходится привлекать еще одного.

На Бе-12 для решения такой же задачи можно было привлечь только одного человека, что и удалось сделать при равных точностях выработки данных.- это был безусловный успех. Фактически Бе-12Н по боевым возможностям приблизился к самолету Ил-38, уступая ему в величине обследуемой за вылет площади в два раза и тактическому радиусу, но ведь он и предназначался для ближней зоны противолодочной обороны.

ЛТХ:

Модификация: Бе-12Н
Размах крыла, м: 29,84
Длина самолета, м: 30,11
Высота самолета, м: 7,94
Площадь крыла, м2: 99,00
Масса, кг
-пустого самолета: 24000
-нормальная взлетная: 29500
-максимальная взлетная: 36000
-топлива: 9000
Тип двигателя: 2 х ТВД Прогресс АИ-20Д
-мощность, э.л.с.: 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч: 530
Крейсерская скорость, км/ч: 450
Практическая дальность, км: 3300
Боевой радиус действия, км: 500
Практический потолок, м: 8000
Экипаж, чел: 4
Боевая нагрузка: 1500 кг (нормальная) или 3000 кг (максимальная). На 4 узлах подвески и в отсеке оружия: противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры.

1.Противолодочный самолет-амфибия Бе-12Н.

Противолодочный самолет-амфибия Бе-12Н.

2.Бе-12Н на стоянке.

Бе-12Н на стоянке.

3.Бе-12Н на стоянке. 2

Бе-12Н на стоянке.

4.Бе-12Н на стоянке. 3

Бе-12Н на стоянке.

5.Бе-12Н в полете.

Бе-12Н в полете.

.

 

 

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965.
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева.
Анатолий Артемьев. Бе-12 : самолет трех стихий.
Авиация и Время. В.Н.Мартыненко, А.И.Сальников. «Чайка» из Таганрога.
Авиация и Время. Анатолий Артемьев. «Чайка» над морем.
Крылья Родины. Николай Якубович. «Чайки» над морем.
Авиация и Время. Михаил Левтеров. Когда «Чайка» спускается на землю.