Планер БП-2 (ЦАГИ-2).

Разработчик: Беляев
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

Большой вклад в изучение схемы «бесхвостка» с крылом отрицательной стреловидности был задуман советским ученым В.Н.Беляевым. В 1934 году под его руководством в ЦАГИ был построен планер БП-2 (ЦАГИ-2). Крыло планера имело значительное сужение (n = 6) и положительную крутку по размаху (аэродинамическую и геометрическую). Это в сочетании с отрицательной стреловидностью должно было обеспечить, по расчетам конструктора, минимальную массу крыла, удачное распределение циркуляции по размаху (близкое к эллиптическому), хорошие противофлаттерные характеристики.

Центроплан крыла планера имел S-образный профиль М-6. На задней кромке центроплана был установлен подвесной закрылок, который предназначался для балансировки планера в полете и для продольного управления. Кроме того, планер был снабжен горизонтальным оперением, установленным сзади над центропланом на вертикальных килях (Как показывают материалы продувок, планер БП-2 обладал продольной устойчивостью и без горизонтального оперения.).

Для обеспечения необходимой центровки планера фюзеляж был сильно вынесен вперед. Это обеспечивало хороший обзор из кабины, но в то же время вызывало путевую неустойчивость планера (этому способствовала также отрицательная стреловидность крыла). Для компенсации дестабилизирующих моментов крыла и фюзеляжа планер БП-2 был снабжен двумя килями большой площади (19% от площади крыла), к которым крепились рули направления. Эти кили служили также для улучшения поперечного демпфирования планера (как известно, крыло с большим сужением затрудняет решение вопроса поперечного демпфирования летательного аппарата). Поперечное управление обеспечивалось элеронами.

Планер БП-2 был подвергнут обширным испытаниям в воздухе (в частности, на нем был совершен перелет по маршруту Коктебель — Москва) и в аэродинамической трубе. Результаты этих испытаний выявили хорошую устойчивость и управляемость планера.

Единственным замеченным недостатком была малая эффективность рулей направления. Однако вопреки ожиданиям аэродинамическое совершенство планера В.Н.Беляева оказалось не очень высоким. Максимальное аэродинамическое качество планера БП-2 равнялось 18, минимальная скорость снижения (расчетная) — 1,15 м/с. Аэродинамику планера, несомненно, ухудшало вертикальное оперение большой площади, наличие горизонтального оперения, подвесной закрылок за центропланом. Помимо этого, к недостаткам «бесхвостки» с крылом отрицательной стреловидности следует отнести склонность к срыву потока в корневой части крыла на больших углах атаки.

На основе планера БП-2 были созданы рекордный планер БП-3 и двухмоторный бомбардировщик ДБ-ЛК.

ЛТХ:

Длина, м: 5,08
Размах крыла, м: 14,8
Площадь крыла, м2: 18,4
Удлинение: 11,9
Удельная нагрузка, кг/м2: 16,5
Масса, кг: 199
Макс. аэродинамическое качество: 17,7
Мин. скорость снижения, м/с: 1,35
Экипаж, чел: 1.

1.Планер БП-2 (ЦАГИ-2).

Планер БП-2 (ЦАГИ-2).

2.БП-2 (ЦАГИ-2) в полёте

Планер БП-2 (ЦАГИ-2) в полёте.

2а.Каркас планера БП-2 (ЦАГИ-2)

Каркас планера БП-2 (ЦАГИ-2).

3.Схема управления планера ЦАГИ-2.

Схема управления планера ЦАГИ-2.

4.БП-2. Схема 1.

БП-2 (ЦАГИ-2). Схема.

5.БП-2 (ЦАГИ-2). Схема 2.

БП-2 (ЦАГИ-2). Схема.

.

 

 

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Д.А.Соболев. Самолеты особых схем.
Д.А.Соболев. Столетняя история «летающего крыла».
Материалы авиационного форума Prop&Jet.