Планер ДР-5.

Разработчик: Коваленко
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.

Рекордный двухместный планер ДР-5 конструкции инженера Коваленко представляет собой двухместный рекордный фюзеляжный моноплан-парасоль с подкосами и двойным управлением.

Крыло планера делится на три части: прямоугольный центроплан и две трапециевидные консоли. Центроплан, размахом около 7,5 м, подпёрт по концам длинными деревянными подкосами сплошного сечения, образующими попарно перевёрнутое V. Подкосы подкреплены контрподкосами. Крыло промежуточной конструкции между одно- и двухлонжеронным. Главный лонжерон коробчатого сечения работает в основном на изгиб. Скручивание воспринимается двойной системой: фанерным 1,5-мм носком нормального устройства и диагональной проволочной расчалкой в двух непараллельных плоскостях между главным лонжероном и вспомогательным. Конструкция консолей аналогична центроплану. Консоли крепятся каждая тремя болтами с помощью хорошо выполненных фрезерованных узлов типа петель.

Элерон, разрезанный для облегчения вращения на две самостоятельных части, подвешен непосредственно к заднему лонжерону на нормальных шарнирах.
Крепление центроплана к фюзеляжу весьма оригинально: кроме описанных выше подкосов, оно осуществлено только одной точкой крепления на кабане фюзеляжа, к которому центроплан присоединён своим задним лонжероном, подкреплённым в этом месте к переднему пирамидой из стальных труб. Таким образом передний лонжерон центроплана по всему пролёту между подкосами длиной 7,5 м совершенно свободен.

Однако в полёте планер показал возможность некоторой вибрации крыла, вследствие чего между центропланом и фюзеляжем была добавлена стойка.
Крыло планера поднято довольно высоко над фюзеляжем, благодаря чему создаётся прекрасный обзор во все стороны для второго пилота, что на двухместных планерах до появления планеров конструкции Емельянова являлось редкостью. Место первого пилота вынесено далеко вперёд для уравновешивания тяжести большого хвоста.

Фюзеляж овального поперечного сечения имеет слегка приподнятый нос. Хвостовая часть развита в небольшие киль и стабилизатор, служащие исключительно для крепления рулей и не влияющие на аэродинамику планера. Конструкция фюзеляжа нормальная, каркас состоит из коробчатых шпангоутов и трёх прочных стрингеров. Фюзеляж обшит 1,5- и 2,0-мм фанерой. Швы выполнены тщательно, так же как и вся конструкция планера.

Управление планером нормальное и состоит из педалей и ручек; последние помещены на общем продольном валу большой длины, так как пилоты сидят довольно далеко друг от друга. Схема проводки к элерону довольна сложна, так как все тросы проведены через узкий пилон. Тем не менее ход элеронов довольно лёгок.

Оперение планера состоит из руля направления, привешенного к килю на нормальных шарнирах, и двух рулей высоты, присоединённых к небольшому стабилизатору с помощью стальной трубы, проходящей сквозь фюзеляж вдоль заднего лонжерона стабилизатора. Труба приводится во вращение тросами за качалку, помещённую внутри фюзеляжа.

Основной и существенный недостаток планера – его слабая манёвренность, обусловленная громадным размахом (22 м), так что динамические коэффициенты рулей довольно низки. Поэтому выполнение разворотов на нём требует высокой техники пилотирования и большой осторожности. Планер ДР-5 явился лишним подтверждением невыгодности большого размаха, несмотря на получаемое при этом высокое аэродинамическое качество.

ЛТХ:

Длинна, м: 8,58
Размах крыльев, м: 22,04
Масса, кг
-пустого: 267
-полетная: 427
Площадь крыльев, м2: 24,26
Удлиннение: 20
Нагрузка на крыло, кг/м2: 17,6
Макс.качество: 24,2.

ДР-5. Схема 1.

ДР-5. Схема 1.

ДР-5. Схема 2

ДР-5. Схема 2.

.

.

Источник:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.