Планер Е-3 (Э-3).

Разработчик: Юзеф Эммер
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.

Двухместный тренировочный планер конструкции иностранного специалиста Юзефа Эммера, работавшего на Саратовском комбайновом заводе, где и был построен планер при поддержке саратовского ОСОАВИАХИМа в 1932 году.

По схеме планер Е-3 представлял из себя моноплан-парасоль с двумя подкосами с каждой стороны. Крыло большой относительной толщины с профилем Геттинген-527 состояло из двух половин с постоянной по размаху хордой, закругленными концами, с двумя широко расставленными лонжеронами. Пространство между лонжеронами было разбито усиленными нервюрами на квадраты, по диагоналям которых проходили ферменные раскосы-нервюры, образуя змейку в плане. Носок крыла до переднего лонжерона был обшит фанерой.
Полотняная обшивка крыла вначале была покрыта в несколько слоев лаком. Широкий до заднего лонжерона элерон занимал четвертую часть размаха крыла. Прочное и очень жесткое на кручение крыло крепилось к фюзеляжу на трех стойках и четырех подкосах.

Шестигранный фюзеляж был обшит фанерой. Сужаясь к хвосту, он образовывал небольшой киль, а в нижней части — жесткий костыль. Горизонтальное оперение планера состояло из руля и стабилизатора, установленного на верхней кромке фюзеляжа. Компенсированный руль направления имел недостаточную площадь, вследствии чего пилот был вынужден резко работать педалями.

На VIII ВПС планер Е-3 имел наибольшую из всех планеров летную нагрузку — общий налет его составлял 77 часов, высота полета составляла 1945 м, что в то время превышало мировой рекорд для двухместных планеров.

Летчик В.А.Степанчонок составил планеру Е-3 следующую лётную характеристику:

«Планеро Е-3 показал на VIII слете хорошие данные по высоте полета благодаря небольшой нагрузке на м2.
Летные качества его являются вообще удовлетворительными.
Качество планирования сравнительно с большинством других планеров парителей — ниже; управляемость только удовлетворительная: требует больших движений рулями, вследствии этого в полете приходится допускать лишние движения.
Маневренность (качество эволюций) — удовлетворительная. планер достаточно устойчив и на малых скоростях.
Общее заключение: планер с грубоватым управлением; может быть допущен в школах парителей в качестве учебной машины для обучения по вывозной системе, учитывая простоту конструкции планера, удобство эксплуатации и несложность управления. Однако следует иметь ввиду, что после прохождения обучения на планере Е-3 качества пилота будут довольно низкие: точности и плавности движений на этом планере не отшлифуешь. поэтому необходимо будет после обучения на Е-3 переводить пилота на тренировку на другую машину типа Г-9.»

ЛТХ:

Длина, м: 7,8
Размах крыла, м: 14,9
Площадь крыла, м2: 21,6
Удельная нагрузка, кг/м2: 14,6
Удлинение: 10,3
Профиль крыла: Г-527
Масса, кг: 156.

Планер Е-3.

 

Планер Е-3. Схема.

.

.

 Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Сборник под редакцией С.И.Стоклицкого — VIII Всесоюзный слет планеристов.