Планер Г-13.

Разработчик: В.К.Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.

Лёгкий планер-паритель конструкции В.К.Грибовского Г-13 представлял собой одноместный подкосный моноплан-парасоль с размахом крыльев 12,13 м с нормальным фюзеляжем и управлением. Построен с целью создания типа планеров — лёгкий паритель.

Двухлонжеронные крылья планера профиля Р-II 12% крепились шарнирно к пилону фюзеляжа простыми накладками на болтах. Каждое крыло подпиралось парой деревянных подкосов типа Пс-2 сплошного сечения. Лонжероны проходили параллельно друг другу по всему размаху крыла, поэтому концы крыльев сужены меньше чем обычно. Лонжероны были нормального, коробчатого типа связанные между собой лёгкими нервюрами с раскосами из переклейки и фанерной обшивкой, расположенной, кроме носка, по верхней части до заднего лонжерона.

Элерон подвешивался к лёгкому вспомогательному лонжерону на простых петлях и приводился в движение короткой трубчатой тягой от трехплечного рычага, помещавшегося между лонжеронами, имевшего гибкий тросовый привод от рычага укреплённого на валу в пилоне фюзеляжа — схема характерная для всех конструкций Грибовского.
Крыло обтягивалось полотном, но не покрывало фанеру. Из недостатков крыла отмечалось некоторая слабость конструкции на скручивание, вследствии отсутствия фанеры на нижней стороне крыла.

Фюзеляж планера, обтекаемой формы, состоял из набора шпангоутов и шести стрингеров, обшитых 1,5- и 1,0-мм переклейкой. Обшивка по боковым поверхностям фюзеляжа укреплена диагональными раскосами, что увеличивало фесткость фюзеляжа на скручивание. Сиденье пилота в виде фанерной доски устанавливалось прямо на нижних частях шпагоутов, также устанавливался пол кабины.

В отличии от всех предыдущих планеров конструкции Грибовского, Г-13 лыжной коробки не имел, а лыжа крепилась снаружи фюзеляжа к узлу запускного крюка.

Оперения планера состояло из небольшого киля, выполненного как единое целое с фюзеляжем, рулем направления и двумя рулями над верхней парой стрингеров сквозь латунные составные подшипники, установленных на специальных бобышках. Затягивающиеся подшипники позволяли устранить появляющиеся при эксплуатации люфты.

Г-13 представлял собой удачное решение проблемы лёгкого парителя и отлично летал на IX Всесоюзном слёте планеристов.

ЛТХ:

Длинна, м: 5,25
Удлиннение: 10,2
Нагрузка на крыло, кг/м2: 11,6
Масса, кг
-пустого: 86,7
-взлетная: 166,7
Размах крыльев, м: 12,13
Площадь крыльев, м2: 11,4.
Г-13. Схема.

Г-13. Схема.

.

.

Источник:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.