IX Всесоюзные планерные состязания 1933 года.

IX Всесоюзный планерный слет 1933 года был юбилейным — исполнилось десять лет советскому планеризму. Слет отразил рост, технический уровень и массовый характер планеризма в СССР. По сравнению с прошлыми слетами, юбилейный проходил в более ранние дни — с 12 августа по 20 сентября 1933 года.

Начальником IX ВПС был Л.Г.Минов, председателем технического комитета — А.А.Дубровин, начальником летной части слета — В.А.Степанчонок и председателем жюри — С.И.Стоклицкий.

Начальник IX ВПС Л.Г.Минов

Начальник IX ВПС Л.Г.Минов.

Летная работа проводилась в четырех отрядах:
— учебно-методическом;
— тренировочном;
— экспериментально-исследовательском;
— рекордном.

Технический комитет состоял из четырех секторов:
— сектор конструкции, прочности и статистики под руководством О.К.Антонова;
— экспериментально-исследовательского сектора под руководством Д.С.Зосим;
— эксплуатационно-ремонтного сектора под руководством В.Н.Денисова;
— метеорологического сектора под руководством А.Бобыкина.

Во время проведения слета было выпущено восемь номеров газеты «Самолет» на IX планерном слете».

На слет прибыло 137 человек:
— 28 пилотов-парителей класса «Б»;
— 36 пилотов-парителей класса «А»;
— 48 пилотов-планеристов;
— 22 планериста средней квалификации;
— 3 летчика.
Среди пилотов-парителей были рекордсмены прошлых слетов и пилоты-парители прошедшие подготовку в ВЛПШ и на слетах своих местных станций.

На слете были представленны: ЦС ОСОАВИАХИМа, ТАТ ОСОАВИАХИМа, Чувашский ОСОАВИАХИМ. Областные отделы ОСОАВИАХИМа: Московский, Ленинградский, Горьковский, Западный, Ивановский, Киевский, Центрально-черноземных областей. Краевые отделы ОСОАВИАХИМа: Средне-Волжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский. Также были преставлены: части военно-морских сил, военно-планерный сектор ЛВО, Ейская школа летчиков, ЦС ОСОАВИАХИМа Украины, Высшая летно-планерная школа, Московская планерная школа, Краснопресненский райсовет ОСОАВИАХИМа Москвы, Ленинградская областная школа летчиков-планеристов, Московский авиационный институт, Военно-Воздушная Академия, Харьковская летная школа.

В списочном составе слета значилось 65 планеров. Из них 22 представляли собой серийно-выпускаемые планера: Ус-3, Пс-1, УЛ-1, Г-9. Новых, опытных планеров было 29. Планеров участников предыдущих слетов — 9. Несколько заявленных планеров не были предъявлены техкому. Из 29 опытных планеров шесть не были допущены к парению, а из серийных — три планера Пс-1 не были допущены к эксплуатации из-за серьезных производственных дефектов.

Планеры на IX ВПС подразделялись следующим образом:
— учебные планеры: Ус-3, РЭ-1, УЛ-1;
— легкие парители: «Октябренок», «Северный Кавказ», Г-13;
— тренировочные планеры: Пс-1, «Беспризорник», ОКА-21, Г-9, М-1, «Авиафак-1»;
— парители среднего размаха: Г-7, МКБ-4, «Эрнст Тельман», «ЦК Комсомола», РФ-1, РФ-2, РФ-3.
— парители большого размаха: МКБ-2, ИК-1, «Ленинград», «ДиП», «Шесть условий», РФ-4;
— двухместные планеры: Ш-3, Ш-4 «Темп», Ш-5, ДР-5, Д-3 «Крымосоавиахим», ДАГ;
— экспериментальные планеры: Э-4, Г-12, ЛАК-1, БИЧ-11, БИЧ-12, БИЧ-13.
12 планеров: ПС-1, «Беспризорник», Г-13, МКБ-4, МКБ-2, Г-9, РФ-2, ЛАК-1, БИЧ-12, БИЧ-13, Э-4 — были подвергнуты испытаниям по определению аэродинамического качества в полете.

Полеты на слете протекали в переменных метеорологических условиях. Частые ветры западных румбов и штилевые дни не позволяли развернуть летную работу в полной мере. Но были дни богатые термическими потоками и кучевой облачностью.

На IX ВПС было выполнено 1720 полетов общей продолжительностью 915 часов. На слете были показаны рекордные результаты и проведены выдающиеся полеты:
— 15.09.1933 г. С.Ф.Гавриш с пассажиром В.И.Емельяновым на двухместном планере Ш-4 «Темп» установил два всесоюзных рекорда, превышающих мировые. По высоте — 2530 м, по продолжительности полета — 13 ч. 17 мин.
— 15.09.1933 г. С.Н.Анохин на планере ПС-1 установил всесоюзный по продолжительности полета — 15 ч. 47 мин.
— 15.09.1933 г. А.И.Плесков с 2-мя пассажирами на 3-хместном планере Ш-3 набрал высоту 495 м и показал продолжительность полета 10 ч. 29 мин.
— 15.09.1933 г. Н.Я.Симонов на планере Г-2 установил рекорд по дальности — 48 км.

1 сентября 1933 года С.Н.Анохин при термических потоках и кучевой облачности удалось обогнуть Карадаг.

На слете было совершено два выдающихся буксировочных перелета. Слет открылся перелетом аэропоезда в составе самолета У-2 (пилот А.Н.Скородумов) и планера Г-9 (пилот Н.С.Юдин), совершившего перелет по маршруту Оренбург — Москва — Коктебель протяженностью 3550 км. На время перелета между самолетом и планером была установлена телефонная связь по кабелю, скрепленному с буксировочным тросом.

После слета был совершен еще один дальний перелет аэропоезда в составе самолета Р-5 (пилот Н.И.Федосеев) и двухместного планера Ш-5 (пилот Д.А.Кошиц, пассажир Д.С.Зосим). Маршрут протяженностью 5025 км был пройден за 34 летных часа.

Впервые на слете были проведены эксперименты по двухсторонней радиосвязи планера со стартом с помошью разработанной инженером В.Немцовым портативной УКВ радиостанции.

На слете были попытки придания планеризму прикладного народохозяйственного значения. Планерист И.И.Шелест, отбуксированный самолетом У-2 на высоту 1600 м, прошел на планере Г-9 в Старый Крым и сбросив с высоты 1000 м почту, вернулся на старт. Планерист Н.С.Юдин на планере Г-9 с высоты 3500 м над стартом доставил почту в г. Симферополь.

К дню Воздушного Флота СССР 1933 г. правительство отметило высокими наградами планеристов, наградив орденом «Красная Звезда» С.В.Ильюшина, В.А.Степанчонка и Грамотами ЦИК — В.К.Грибовского, О.К.Антонова, С.Ф.Гавриша.

Наряду с полетами высококвалифицированных планеристов проводилась работа по подготовке и повышению летного уровня планеристов — участников слета. В результате 9 человек были выпущены пилотами-планеристами, 16 — пилотами-парителями класса «А» и 29 — пилотами-парителями класса «Б».

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.