Планер ОКА-13 «Шесть условий Сталина».

Разработчик: О.К.Антонов
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.

Экспериментальный планер конструкции О.К.Антонова представлял собой одноместный балочный моноплан-парасоль рекордного типа с V-образными подкосами.
Крылья планера, трапецеидальной формы с прямоугольным пролётом и закруглёнными концами, крепятся шарнирно к верхней части фюзеляжа 14-мм валиками по два на каждое крыло. Крыло имеет один главный лонжерон и один короткий — вспомогательный, обрывающийся за местом крепления заднего подкоса и расположенный параллельно главному на 400 мм сзади последнего. В узлах крепления к фюзеляжу и подкосу задний лонжерон жёстко связан с главным лонжероном косыми усиленными нервюрами и обшивкой из 2-мм фанеры. Оба лонжерона — нормального коробчатого типа с фанерными стенками. Волокна рубашки стенок направлены под углом 450 к полкам. Полки главного лонжерона в месте присоединения подкоса имеют сечение 70 х 30 и 70 х 16 мм. Носок крыла обшит переклейкой в один и два слоя от 1,0 до 2,5 мм суммарной толщины. Крылья имеют значительное поперечное V и отогнутые вниз концы длиной 1,8 м.

На каждом крыле — два элерона; оба они отклоняются на одинаковые углы. Однако управление ими устроено таким образом, что отклонения на большие углы возможны только для элеронов того крыла, в сторону которого дана нога. Главный элерон прямоугольной формы в плане подвешен к лёгкому вспомогательному лонжерону, усиленному около шарниров дополнительной нервюрой и фанерной обшивкой крыла на этом участке.

Элероны имеют косо расположенные нервюры и обладают благодаря этому хорошей жёсткостью на кручение. Проводка к элеронам внутри крыла — тросовая; непосредственно к элерону идут короткие жёсткие тяги. Рычаг управления элеронами у корня крыла вращается на шариковых подшипниках. Вес крыла — 130 кг. Произведённые в процессе постройки планера статические испытания отрезков лонжерона показали, что крыло выдерживает перегрузку n=11,0 на случай Ак и n=10,0 на кручение на случай Вк вследствие того, что в расчёт на изгиб не была введена в первом случае работа фанерного лба со стрингерами, а во втором – не учтена жёсткость лонжерона. Крепление шарниров элеронов к вспомогательному лонжерону оказалось ненадёжным вследствие отставания по склейке фанерной обшивки, так что при сильном нажатии на шарнир снизу вверх заметно было, как лонжерон «дышит». Этот дефект был устранён на слёте.

Фюзеляж планера совершенно одинаков с таковым у планера «ДиП», так же как и всё оперение. Он состоит из гондолы, построенной на вертикально расположенной ферме, образующей основу фюзеляжа. К хвосту гондола плавно переходит в длинную эллиптического сечения балку, переходящую в киль, расчаленный к крылу четырьмя 2,5 мм тросами. Каркас гондолы состоит из лёгких коробчатых шпангоутов и врезанных в них большого числа лёгких (6 х 6 мм) сосновых стрингеров. В целом гондола обшита переклейкой толщиной 1 и 1,5 мм, подкрепляющей балку и лыжу планера на продольный и поперечный изгиб.

Лётчик расположен весьма полого, но удобно. Гондола имеет фонарь с продолговатым целлулоидным обтекателем, открытым только в стороны. Приборы расположены в головной части обтекателя, прямо перед пилотом на 0,65 м от глаз и хорошо освещены. За головой пилота гондола переходит в невысокий пилон, внутри которого проходят жёсткие вертикальные тяги управления элеронами. Из гондолы выдаётся вниз небольшой киль, несущий крепление подкосов и опирающийся о землю лыжей, амортизированной велосипедной камерой.

Управление планера состоит из ручки и двух педалей. Ручка вращается на кронштейне поперечного вала, несущего на себе ролики, через которые проходят тросы управления элеронами. От педалей тросы идут к рулю направления.

ЛТХ:

Длина, м: 7,1
Размах крыльев, м: 20,1
Площадь крыльев, м2: 20,1
Нагрузка на крыло, кг/м2: 13,8
Профиль крыла: Г-549
Масса, кг
-пустого: 197,0
-взлетная: 277,0
Макс. качество: 27.

Шесть условий Сталина. Схема

Планер «Шесть условий Сталина». Схема.

Поясним про «шесть условий Сталина». «Шесть условий товарища Сталина» — комплекс хозяйственно-политических мероприятий, выдвинутых И.В.Сталиным на совещании хозяйственников 23 июня 1931 года:
1. В условиях исчезновения безработицы необходимо использовать оргнаборы рабочей силы, а также механизировать труд.
2. Поднять зарплаты квалифицированных рабочих по сравнению с неквалифицированными, улучшить снабжение, жилищные условия.
3. Улучшить организацию труда.
4. Создать новую производственную интеллигенцию.
5. Проявлять заботу о старой технической интеллигенции и шире привлекать ее к работе.
6. Развить хозрасчет.

.

.

Источник:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.