Планеры серии «Рот Фронт» (ОКА-17 «РФ-1»; ОКА-18 «РФ-2»; ОКА-19 «РФ-3»; ОКА-20 «РФ-4»).

Разработчик: О.К.Антонов
Страна: СССР
Год постройки: 1933 г.

Постройка серии четырёх вариантов планеров «Рот Фронт» преследовала цель вместо целого ряда планеров, различных по конструкции и эродинамическим данным, получить, наконец, серию планеров, отличающихся друг от друга только каким-либо одним, максимум двумя признаками, иначе говоря установить влияние какого-либо одного фактора на аэродинамику, вес и другие данные планера.

Так, например, планеры РФ-1 и РФ-2 отличаются друг от друга только площадью крыла при одинаковом размахе, РФ-4 отличается от них большим размахом (18 вместо 16 м) и парасольным расположением крыла. Так как форма крыльев и профиль их у РФ-1, РФ-2 и РФ-4 одинаковы, то по известным формулам можно легко перейти от одного удлинения к другому, а на испытаний получить только данные о влиянии различного расположения крыла. Наконец, РФ-3, имея одинаковый с РФ-1 и РФ-2 размах, не имеет, как те, закрылков во всю длину кромки крыла, а снабжён обыкновенными нещелевыми элеронами. На этом планере можно выяснить влияние щелевых закрылков на лётные качества планеров. РФ-3 имеет, кроме того, весьма узкое трапецеидальное крыло с удлинением 23,5 и нагрузкой на крыло 17,7 кг/м2. Этот планер построен для определения выгодности применения быстроходного с большим качеством планера для дальних полётов.

Крылья всех планеров – однолонжеронные, свободнонесущие. Лонжерон – коробчатый, с полками неравной высоты. Обшивка лба, подкреплённая семью
стрингерами сечением 12 х 8 мм, работает не только на кручение, но и на изгиб вместе с лонжероном. Для лучшей связи обшивки носка с полками лонжерона нервюры сделаны разрезными и притыкаются к стенкам лонжерона, крепясь к ним с помощью липовых угольников 8 х 8 мм.

Крылья планеров РФ-1, РФ-2 и РФ-3 стыкуются над фюзеляжем, причём верхние полки лонжеронов связываются друг с другом непосредственно, а нижние – узлом, посаженным на ферму фюзеляжа. Крутящий момент передаётся на фюзеляж через косые лонжероны, крепящиеся каждый отдельно к заднему узлу на фюзеляже.

Закрылки состоят из коробчатого лонжерона и лёгких нервюр, переднее ребро обшито фанерой. Так как крылья планеров РФ-1 и РФ-2 имеют в плане эллиптическую форму, то закрылки разделены на две самостоятельные части с осями вращения, расположенными под углом друг к другу. Закрылки подвешены на стальных и дуралюминовых кронштейнах, непосредственно укреплённых пистонами к нервюрам. Закрылки приводятся в движение жёсткими регулирующимися тягами, присоединёнными к трёхплечим рычагам, вращающимся в «окнах» лонжерона.

У крыла РФ-3 элерон подвешен к вспомогательному лонжерону и приводится тросами, перекинутыми через качающиеся ролики за обыкновенный кабанчик.
Крыло РФ-4 размахом 18 м делится на три части: центроплан размахом 8,8 м и два надкрылка по 4,6 м. Оно имеет так же, как и крылья РФ-1 и РФ-2, закрылок во всю длину задней кромки. Центроплан крепится к шпангоутам пилона тремя 14-мм болтами.

Фюзеляжи РФ-1, РФ-2 и РФ-3 абсолютно одинаковы за исключением небольшой разницы в длине. Они имеют форму гондолы яйцевидного сечения, переходящей под крылом в свободнонесущую балку, имеющую на конце эллиптический киль, расчаленный к крылу четырьмя тросами. Гондола амортизирована пневматической камерой в полотняном мешке. Запускной крюк имеет приспособление для буксировки. Костыль образован нижней амортизированной частью киля. Каркас гондолы состоит из лёгких коробчатых часто расположенных шпангоутов с сосновых стрингеров сечением 6 х 6 мм. Каркас собирается на вертикальной ферме (образующей основу фюзеляжа), переходящей сзади в хвостовую балку. Просторная гондола максимальной ширины 560 мм имеет пол из 2-мм фанеры и съёмное сиденье, расположенное непосредственно на полу. Посадка пилота — пологая, удобная для продолжительных полётов.

Все приборы смонтированы на крышке и снимаются вместе с ней. Голова пилота частично скрыта в передней кромке крыла и опирается на обтекатель, закрывающий стыковые узлы крыльев. Управление состоит из двух педалей и ручки с валом, расположенным поперёк гондолы. Привод к рулям высоты и рулю направления – тросовый.
Кроме основной ручки, имеется ручка для управления закрылками во время полёта. С помощью ручки закрылки в любой момент могут быть установлены под желаемым углом к крылу, причём все закрылки работают попарно, как элероны.

Оперение всех четырёх планеров совершенно одинаково по схеме и размерам, за исключением увеличенной площади рулей высоты у РФ-2 (2,75 м2).
Руль высоты состоит из двух половин, вращающихся на неподвижно заделанном в балке стальном трубчатом валу. Внутри лонжерона руля имеется палец, входящий в кольцо шарикового подшипника, а на торце лонжерона – стальное кольцо, опирающееся на соответствующее бронзовое, напаянное на вал у его корня в месте выхода из балки. Половинки руля стягиваются стальным прутом, проходящим по всему их размаху. Руль направления приводится в движение жёсткой регулирующейся тягой.

ЛТХ планеров РФ-1 / РФ-2 / РФ-3 / РФ-4:

Длинна планеров, м: 6,9 / 6,9 / 6,5 / 6,75
Размах крыльев, м: 16,00 / 16,00 / 16,10 / 18,02
Масса, кг
пустого: 143,0 / 139,0 / 116,0 / 173,0
взлетная: 223,0 / 239,0 / 196,0 / 253,0
Площадь крыльев, м2: 17,5 / 22,57 / 11,08 / 18,83
Удлиннение: 14,9 / 11,3 / 23,4 / 17,2
Нагрузка на крылья, кг/м2: 13,0 / 10,6 / 17,7 / 13,4
Аэродинамическое качество: 25 / 22 / 28,3 / 25,5

На IX Всесоюзных планёрных соревнованиях РФ-3 налетал всего 1,5 часа. Планёр под управлением планериста М.Л.Сырокваши потерпел аварию на взлёте. Причиной аварии была поломка шарниров руля направления.

РФ-1 участвовал на IX Всесоюзных планерных соревнованиях. На X Всесоюзных планерных соревнованиях 2 октября 1934 года С.Н.Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент по испытанию планера «Рот-Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. Эксперимент был задуман учёными и конструкторами ЦАГИ. По расчётам известного учёного-аэродинамика В.П.Ветчинкина планер должен был разрушиться на скорости 220 км/час. По мнению другой группы учёных (в числе которых был и конструктор планера О.К.Антонов) это должно было произойти на скорости около 300 км/час. При испытании в воздухе планер разрушился на скорости, очень близкой к той, которую рассчитал В.П.Ветчинкин. С.Н.Анохин благополучно спасся на парашюте.

«…Планер тихо свистит, этот свист рассекаемого воздуха говорит о скорости полета. Взглянул на приборы, стрелка показателя скорости уперлась в цифру 55, а альтиметр показывает, что высота постепенно падает. Под фюзеляжем скрылась деревня Кочка-Чекрак, впереди домики школы, внизу северная долина. Сейчас планер находится над зоной, значит, пора приступать к опыту.
Беглый взгляд на приборы, затем вниз на землю. Плавно отжимаю ручку, и планер, опустив нос, стремительно пошел вниз. Сразу же свист усилился, и земля быстро понеслась навстречу. Глаза смотрят на указатель скорости и, не задерживаясь, кидают беглый взгляд на землю, скользят по крыльям и снова останавливаются на стрелке скорости, она подошла к цифре 130. В голове проносится: «на 130 машина спокойна, это та же скорость, что была на буксире за самолетом». Стрелка быстро ползет дальше по шкале, вот уже 150 км/ч. Даю ручку из стороны в сторону, чтобы создать толчок элеронами для начала вибрации, а сам смотрю на левую плоскость. Никаких дрожаний, а элероны до того тугие, что еле сдвигаешь ручку в сторону, значит, скорость уже велика. Шум растет с каждым мгновеньем. Опять смотрю на крыло, кончик левой плоскости чуть скрутился вниз. Планер уже не свистит, а гудит – чувствуется его сильное напряжение. Стрелка перешла цифру 200 и подходит к цифре 210. Вибрации еще нет. Мое тело изредка отстает от сиденья и вновь опускается на него, что я еще раньше замечал во время пикирований на других планерах. Гул планера настолько возрос, что казалось, он должен оборваться внезапно, как звук лопнувшей струны инструмента. Скорость 220 км/ч. Я насторожен, хочется уловить, почувствовать появление вибрации, но никаких признаков ее. Стрелка подошла к цифре 225, в этот момент срывает крышку кабины, и она вместе с приборами летит вверх.
Сорвало! Сильная струя ветра ворвалась в кабину. Проносится мысль о выводе планера из пике, ручка слегка дана на себя, раздается сильный треск, заглушивший вой планера, за ним рывок, и я комком падаю вниз один, без машины…»

Анохин у обломков планера Рот фронт-1.

Планерист Анохин у обломков планера «Рот фронт-1».

Рот-Фронт-1. Схема.

Рот Фронт-1. Схема.

Рот Фронт-2. Схема.

Рот Фронт-2. Схема.

Рот Фронт-3. Схема.

Рот Фронт-3. Схема.

Рот Фронт-4. Схема.

Рот Фронт-4. Схема.

.

.

Список источников:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР. 1991 г.
Игорь Шелест. С крыла на крыло.