X Всесоюзные планерные состязания 1934 года.

X Всесоюзный планерный слет организованный Центральным Советом ОСОАВИАХИМа СССР, проходил на горе Клементьева (Узун-Сырт) с 1 сентября по 6 октября 1934 года, а полеты пилотов-парителей рекордной группы продолжались до 20 октября. Руководителем X ВПС был Л.Г.Минов, его заместителем по летной части Д.А.Кошиц, а председателем техкома В.К.Грибовский.

На слете присутствовали 150 представителей местных организаций ОСОАВИАХИМа, представители различных ведомств и научно-исследовательских и авиационных учереждений (ВВС — 14, ЦАГИ — 14, ВВА — 5, МАИ — 4).

148 участников слета подразделялись:
— 11 мастеров советского планеризма,
— 33 парителя класса «Б»,
— 67 парителей класса «А»,
— 33 пилота-планериста,
— 4 летчика моторной авиации.

Планерный парк слета составлял 56 планеров: учебных — 8, тренировочных — 8, пилотажных — 9, рекордных — 19, экспериментальных — 12. Характерной чертой X ВПС было наличие на нем пяти планеров-бесхвосток. Аппаратов требовавших существенных доработок на слете было всего 6. По конструктивным недостаткам было забраковано только 3 планера. Несомненно этому способствовала переброска 19 планеров на слет по воздуху, т.к. в программе слета было намечено широкое применение буксировочного старта планеров. Для этого было привлечено 8 самолетов различных типов (Р-5, У-2, Ш-2).

Всего на X ВПС было выполнено 1029 полетов общей продолжительностью 910 ч. 40 мин. Максимальный дневной налет составил — 116 ч. 28 мин.

На X ВПС был организован экспериментально-испытательный отряд, предназначенный в основном для проведения летных испытаний планеров.

Техком провел работу по весовым и геометрическим измерениям, вычерчиванию схем 37 типов планеров. На прочность было испытано 34 типа планеров. По 56 планерам были выданы заключения о пригодности к тем или иным видам полетов. Были расчитаны основные аэродинамические характеристики для 37 типов планеров и проведен расчет вибрационных характеристик планера «Рот Фронт-1». 2 октября 1934 года С.Н.Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент — испытания планера «Рот Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. После разрушения планера пилот спасся на парашюте. Этот эксперимент был задуман учеными и конструкторами ЦАГИ. В подготовке эксперимента участвовали В.П.Ветчинкин и О.К.Антонов. По его результатам в журнале «Техника воздушного флота» № 7 за 1935 год была опубликована статья Э.Н.Корженевского и А.А.Борина «Опыт поломки планера в воздухе».

На слете были проведены испытания 5 планеров-бесхвосток: ЦАГИ БП-1, ЦАГИ БП-2, «П.П.Постышев», ЛАК-1 и ЛАК-2, давшие богатый материал по аэродинамике и схемам конструкций, который был опубликован в журнале «Техника воздушного флота» в 1935 г. в статьях В.И.Лапицкого «Бесхвостые планеры ЦАГИ на X слете планеристов» (№ 10) и А.Ф.Турчкова «Планеры ЦАГИ-1 и ЦАГИ-2 в свете проблемы бесхвостых самолетов» (№ 12).

20 сентября Н.С.Юдин провел экспериментальную буксировку на планере ПС-2 за мотоциклом и автомобилем. 22 сентября Н.С.Юдин и А.И.Плесков выполнили первые буксировочные ночные полеты на двухместном планере Ш-7.

25 сентября В.К.Грибовский на своем гидропланере Г-16 совершил первые буксирные взлеты за гидросамолетом. 29 сентября Н.Г.Боруздин на гидропланере Г-16 за гидросамолетом Ш-2 выполнил буксировочный перелет из Коктебеля в Гурзуф.

Четко и с большой пользой работала метеорологическая часть под руководством Берданосова, выделеная в самостоятельное подразделение слета. Проводилось зондирование атмосферы шарами-зондами, составлялись синоптические карты с приемом данных по радио, проводились исследовательские метеорологические полеты на самолетах, выписывались метеобюллетени. Исходя из результатов полетов с метеорографом метеочасть поставила под сомнение возможность достижение на планере высоты в районе Коктебеля свыше 3000-3500 м. Эти сведения со всей остротой поставили вопрос о необходимости проведения изысканий и освоения новых баз для рекордного парения.

В плане учебной работы на X ВПС в основном проводилось повышение квалификации пилотов-парителей классов «А» и «Б». Проводилась подготовка планеристов в буксировочном полете. Всего было подготовлено пилотов-планеристов — 28, парителей класса «А» — 3, парителей класса «Б» — 25, обучено буксировочному полету — 38.

На X ВПС произошли две аварии и шесть поломок. Обе аварии произошли вследствии нарушения установленных правил и распорядка летной работы. Еще один случай, квалифицированный как воздушное хулиганство, произошел с планеристом Артемом Молчановым, который в течении 9 часов полета не подчинялся многократным сигналам о немедленной посадке и выполнил 317 мертвых петель. Достижение это как рекорд защитано не было, а Молчанов был отправлен на гауптвахту. После этого случая рекорды по выполнению мертвых петель не регистрировались. Стоит сказать что Артем свою вину осознал и на следующий слет привез свой планер, а затем закончил летное училище и стал летчиком-истребителем. Артем Молчанов погиб в воздушном бою в 1943 году над Курской дугой.

В итоге полетов на X ВПС и полетов рекордной группы был установлен ряд рекордов:
— С.Н.Анохин на планере Г № 2 установил всесоюзный рекорд высоты полета — 2340 м;
— В.Г.Бородин на планере ДК-2 установил всесоюзный рекорд дальности полета — 97 км;
— Н.И.Макаров на 2-хместном планере Ш-5 установил всесоюзный рекорд дальности полета для 2-хместных планеров — 60 км;
— И.М.Сухомлин на 2-хместном планере «Сталинец-2» установил всесоюзный рекорд продолжительности полета — 24 ч. 10 мин. Этот рекорд превышал мировое достижение.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
И.И.Шелест. С крыла на крыло.