Высшая летно-планерная школа (ВЛПШ).

Центральная школа летчиков-планеристов (первоначальное название ВЛПШ) была организована планерным сектором ЦС ОСОАВИАХИМа в 1931 году. Школа размещалась на горе Узун-Сырт, близь города Феодосии в месте проведения Всесоюзных планерных состязаний. Основной задачей школы была подготовка инструкторов-планеристов для местных планерных школ. Первым начальником школы был назначен А.А.Сеньков, кроме него много сил вложил в создание школы С.В.Ильюшин.

А.А.Сеньков и С.В.Ильюшин на строительстве Высшей летно-планерной школы.

А.А.Сеньков и С.В.Ильюшин на строительстве Высшей летно-планерной школы.

На горе были построены четыре больших барака, где были размещены учебные помещения, общежитие курсантов и инструкторов, клуб-читальня, столовая и пекарня. Позже были построены каменные хозяйственные постройки и ангары, вначале малый, а затем большой. После 1935 года были построены два красивых двухэтажных корпуса с ротондами для администрации и проживания инструкторского состава.

Структура ВЛПШ складывалась из технической, летной, учебной, административно-строевой и хозяйственной частей. Техническую часть возглавлял О.К.Антонов, летную часть — В.С.Васянин. Первыми инструкторами были Ж.И.Журавлев, М.Ф.Романов, Г.Михайлов, Е.А.Грунауэр, В.Г.Бородин, З.В.Дакиневич.

Школа была обеспечена планерами учебного типа «Стандарт» — 15 шт. и тренировочными парителями Г-2бис — 10 шт. Впоследствии московской группой было доставлено еще пять планеров «Стандарт» и по одному ИТ-4 и Г-2.

В первом наборе планировалось выпустить 50 инструкторов, для этого из местных организаций и из Москвы в школу было направлено 97 курсантов. По плану занятий с первым выпуском расчитывали провести 62 летных дня, однако по погодным условиям пришлось сократить этот план почти вдвое, до 38 летных дней. Всего было совершено 5142 полета, из них 91% учебные. Налет по планерам распределился следующим образом: «Стандарт» — 4396 полетов, Г-2бис — 710 полетов, «Стандарт-2» — 14 полетов, прочие — 22. Было выпущено 70 инструкторов-планеристов, 19 из них была присвоена квалификация планериста-парителя.

Технической частью ВЛПШ была проделана большая работа по совершенствованию планера «Стандарт», который изначально был мало пригоден для первоначального обучения. Модификацией этого планера стал планер «Стандарт-2», который был испытан инструкторами ВЛПШ и по общим отзывам обладал хорошей приспособленностью к учебным полетам. Кроме этого технической частью были испытаны два новых планера: «Ударник» А.А.Сенькова и Ш-3 Б.Н.Шереметева. Кроме испытаний техническая часть занималась ремонтом аварийных планеров, а перед закрытием школы на зимний период проводила профилактический ремонт планеров.

В 1932 году в ВЛПШ прошли обучение 176 учлетов. Из их числа 96 получили звание инструктора-парителя, 41 — инструктора-планериста. В среднем налет учлета составил 1 ч. 27 мин. при 40-60 полетах.

В 1933 году планерный парк школы составлял 44 аппарата и включал в себя первые серийно выпущенные пилотажные планеры Г-9. Некоторые планеры были специально построены для использования в ВЛПШ. Например в 1932 году на Планерном заводе для школы был создан планер «Беспризорник», а в 1934 году в самой школе был построен гибридный планер «ВЛПШ». Помимо этого часть рекордных и тренировочных планеров поступала в школу после проведения Всесоюзных планерных состязаний в 1932-1935 годах.

В 1932 году из числа выпускников, проявивших способности, в ВЛПШ появились молодые инструкторы: С.Н.Анохин, Н.Я.Симонов, В.М.Ильченко, Л.Ф.Шмелев, С.Ф.Гавриш, С.М.Каплун, Н.И.Макаров, В.Л.Расторгуев, В.Ф.Хапов, И.И.Шелест и другие.

С 1933 году в программу обучения будущих инструкторов было включено освоение фигур высшего пилотажа на планере. Для этой цели использовались пилотажный планер Г-9 и двухместный пилотажный планер Ш-5.

В 1934 году в типографии г. Феодосии был издан «Курс учебно-летной подготовки ВЛПШ», в котором его авторы С.Н.Анохин и Н.Я.Симонов обобщили и подвели итог большой предварительной учебной работе в школе.

Команда планеристов ВЛПШ регулярно участвовала во Всесоюзных Планерных Состязаниях, пока они проводились в Крыму, и неоднократно занимала призовые места. Пока ВПС проходили в Коктебеле, ВЛПШ служила базой для их проведения.

Благодаря прогрессивным методам обучения и спортивным достижениям ВЛПШ приобрела и международное признание. Школу неоднократно посещали делегации иностранных спортсменов и летчиков. президент Турции Ататюрк направил в ВЛПШ группу турецких планеристов, среди которых находилась его приемная дочь Сабиха Гетчен. В 1935 году она освоила парение на планере, прыжки с парашютом и стала единственной военной летчицей в Турции. В последствии Ататюрк обратился с просьбой к советскому правительству направить в Турцию, для помощи в организации общества «Турецкая птица» и обучению планеризму, группу инструкторов-планеристов ВЛПШ.

Здание ВЛПШ в наше время.

Здание ВЛПШ в наше время.

Центр планерного спорта на горе Клементьева. Август 2016 г.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.