Планер Г-2.

Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1927 г.

Задавшись целью самостоятельно построить планер, зимой 1924-1925 годов В.К.Грибовский в свободное от службы время спроектировал и совместно с коллегами по службе, изготовил первый аппарат, получивший обозначение Г-1. Планер был выполнен полностью из дерева, обшит фанерой и полотном. Он представлял собой достаточно гармоничный моноплан с четырехгранным фюзеляжем, цельноповоротным горизонтальным и вертикальным оперением. Дополнительным его отличием от большинства современников являлось наличие шасси с деревянными колесами.

Осенью 1925 года первенец Грибовского был представлен в качестве планера-парителя на III Всесоюзные планерные состязания, по традиции состоявшиеся в Коктебеле. Техническая комиссия положительно оценила Г-1, после чего конструктору удалось выполнить несколько полетов, доказавших рациональность конструкции и удовлетворительные летные характеристики.

К сожалению, судьба аппарата оказалась короткой. Спустя несколько дней, при буксировке к месту старта, порыв ветра подхватил легкий планер и разбил его. Сохранившееся крыло Г-1 впоследствии использовали для поверочных статических испытаний, полностью подтвердивших его расчеты на прочность.

После возвращения с планерного слета Грибовский направился для дальнейшего продолжения службы инструктором в школу повышения летного мастерства «Стрельбом» (стрельбы и бомбометания), расположенную в Серпухове. Здесь, несмотря на интенсивные полеты в школе, он приступает к разработке рекордного планера Г-2 и четырехместного Г-3.

Планер Г-3 предназначался для транспортных целей, отличался наличием двух фюзеляжей, в каждом из которых предполагалось разместить двух пилотов или соответствующий груз. Но, очевидно, сама идея транспортных планерных перевозок еще не созрела, так как проект не получил одобрения Технического Комитета ОСОАВИАХИМа и не реализовывался.

Судьба Г-2 оказалась более успешной. Планер был построен в 1927 году и принял участие в очередных состязаниях, показавших его весьма неплохие летные качества. От первой конструкции он отличался обтекаемым, веретенообразным фюзеляжем, выклеенном из березового шпона, и установкой посадочной лыжи. После проведенных доработок, коснувшихся в основном уменьшения чувствительности рулей, аппарат под обозначением Г-2бис строился во многих планерных кружках и мастерских как тренировочный паритель вплоть до 1935 года.

Учитывая популярность Г-2бис, организация «СнабАВИАХИМ» выпустила его рабочие чертежи, которые дополнялись рассылкой отдельных деревянных элементов и узлов для самостоятельной сборки планера.

В 1928 году Г-2 открывал очередной слет планеристов в Коктебеле. В связи с этим событием газета «Комсомольская правда» писала: «Во время осмотра планеров, построенных фронтом вдоль лагеря, тов. Грибовский продемонстрировал два блестящих парящих полета на планере Г-2 собственной конструкции. Зрелище было настолько красиво, что все присутствовавшие криками приветствовали летчика во время его полета.»

На Г-2 Грибовский впервые среди советских планеристов предпринял удачную попытку парящего полета в термических восходящих потоках. Значимость события заключалась в том, что ранее полеты выполнялись только в так называемых «потоках обтекания», то есть — в потоках, огибающих длинную, покатую гору Узун-Сырт возле Коктебеля.

Первые планеры не отличались достаточным аэродинамическим качеством и техническим совершенством, поэтому подъемы на них носили скорее характер учебных и изыскательских. Г-2 Грибовского явился первым советским планером, способным к самостоятельным, свободным полетам в термических потоках. В дальнейшем парящие полеты на Г-2бис освоили несколько поколений советских планеристов.

Описание планера.

Планер Г-2-бис — цельнодеревянный свободнонесущий среднеплан. Его крыло состоит из двух половин, крепящихся к главным шпангоутам фюзеляжа. Профиль крыла — Эйфель-385. Внешняя обшивка крыла и элеронов — ткань мадаполам, покрытая эмалитом. Законцовки крыла склеены из брусков липы. Фюзеляж типа полумонокок обшит фанерой толщиной 1 — 2 мм. В кабине летчика располагались: указатель скорости, вариометр, высотомер, указатель кренов и поворотов. Открытая кабина имела козырек из прозрачного целлулоида.

Характерной особенностью планера Г-2-бис является взлетно-посадочная лыжа, впервые оборудованная амортизационным устройством. Также впервые в практике планеризма В.К.Грибовский применил полностью поворотное горизонтальное и вертикальное оперение, что очень повысило чуткость управления. При этом руль поворота был взаимозаменяем с половинами руля высоты.

ЛТХ:

Модификация: Г-2
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 4,90
Высота, м: 1,90
Площадь крыла, м: 14,00
Масса, кг
-пустого: 98,5
-максимальная взлетная: —
Макс.аэродинамическое качество: 18
Экипаж: 1.

1.Г-2

Планер Г-2.

2.Грибовский с планером Г-2.

Грибовский в планере Г-2.

3.Г-2 Схема.

Г-2. Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
Моделист-Конструктор. И.Костенко. Универсальный эталон.