III Всесоюзные планерные состязания 1925 года.

III Всесоюзные Планерные Состязания проходили на горе Клементьева с 27 сентября по 11 октября 1925 года. До официального открытия с 14 сентября проводились учебно-тренировочные полеты. Председателем технического комитета был Е.И.Майоранов. На III ВПС принимали участие немецкие планеристы Мартенс, Шульц, Папенмейер, Сессльбах, Неринг, Эспенлауб, Шауэр и советские — Арцеулов, Кудрин, Юнгмейстер, Зернов, Сергеев, Яковчук и другие.

На вершине горы было установлено пять палаток-ангаров. Участники состязаний (около 200 человек) были расквартированы в селении Коктебель. На старт их доставляли на можарах, а во второй половине дня автотранспортом.

Перед допуском к полетам планеры подвергались техосмотру и испытанию на прочность. На крылья накладывали мешки с песком с двух- или трехкратной нагрузкой. При этом измерялась величина прогиба крыла. В результате планеры подразделялись по трем категориям:
-рекордные;
-тренировочные;
-учебные.

Во время полетов на старте были организованы службы погоды и измерений. Высота полета, расстояние для места посадки и время полетов определялись с помощью теодолитов, дальномеров и барографов, установленных на борту рекордных планеров.

Все полеты выполнялись с горы Клементьева. Для опытных, тренировочных и учебных полетов использовались преимущественно нижние северные склоны. Взлет планеров производился буксировкой планера стартовой командой веревкой или тросом. Немецкие планеристы продемонстрировали запуск планера с помощью резинового амортизатора. После посадки планеры буксировали обратно на старт с помощью лошадей.

Полеты осуществлялись в соответствии и «Инструкцией по полетной части III ВПС», которая регламентировала порядок допуска к полетам, действия на старте и в воздухе.

На III ВПС участвовало 40 советских и 7 немецких планеров, было проведено 374 полета общей продолжительностью 61 час. 31 мин. Пять советских планеров до начала III ВПС принимали участие в планерных состязаниях 1925 года в Германии. Это были планеры: «Москва», «Змей Горыныч», «Красная Пресня», «Закавказец» и КПИР-4.

Самой многочисленной группой были планеры Москвы и Московской губернии, их было 22. Как и в 1924 году в постройке московских планеров весьма деятельное участие принимали слушатели Академии Воздушного Флота и поэтому многие планеры имели обозначение «АВФ». Среди них были планеры рекордного и тренировочного типа С.В.Ильюшина, А.С.Яковлева, М.К.Тихонравова, В.С.Вахмистрова, И.И.Артамонова, Г.Ф.Бураго и других.

Среди учебных планеров в большом количестве были видоизмененные копии планера П.Н.Клементьева АВФ-11. Это были планеры Московской планерной школы такие как «Каширский железнодорожник», «Морлет Клементьев».

Киевский политехнический институт представил три рекордных планера: КПИР-1, КПИР-1бис и КПИР-4. Удачные полеты были совершены на КПИР-1 еще на II ВПИ, а на КПИР-4 — на состязаниях в Германии. На КПИРах было совершено наибольшее число рекордных полетов, выполненных руководителем планерного кружка летчиком К.Н.Яковчуком.

Из других планеров следует отметить двухместный «Нижегородец», показавший рекордные достижения. Именно на III ВПС были представлены планеры, впоследствии получившие широкую известность: «Белгородец» Б.Н.Шереметева, Г-1 В.К.Грибовского и Ю-1 А.Б.Юмашева. Также были представлены экспериментальные планеры: БИЧ-4, КИМ-2, «Трапеция» Б.И.Черановского, планер-тандем летчика Лойко, парусный планер «Красные Сокольники» — прообраз современных дельтапланов.

Особо стоит выделить первый советский планер металлической конструкции из кольчугалюминия «Владимирский пионер», представленный конструкторами АВФ Я.М.Курецкесом, В.Д.Сорокинвм, Н.П.Королевым.

Немецкие планеристы привезли с собой 7 рекордных планеров-монопланов, отличавшихся друг от друга весьма большим удлинением крыла: «Консул», «Маргарита», «Мориц», «Вдова Больте», «Феникс», «Старый Дессауэр», «Эспенлауб-5». Как правило все они имели схему типа парасоль, легкие и прочные свободнонесущие крылья, обладавшие некоторой эластичностью и фюзеляжи малого миделя. Особое внимание в немецких планерах уделялось упращению сборки и разборки, которве занимали около 5 мин. Каждый планер имел свою транспортную тележку в которой компактно и надежно размещались в специальных зажимах все части планера.

Флаг на старте III ВПС был поднят 14 сентября, однако из-за безветрия первые учебные полеты состоялись 16-го и продолжались вплоть до 26 сентября. Также в этот период проводились полеты по опробованию планеров в ходе которых были повреждены планеры: Г-1, АВФ-20, КПИР-1, АВФ-13бис. 26 сентября при попытке взлета разбил свой планер Л-1 «Тандем» летчик Лойко. Также при во время балансировочных полетов были разбиты планеры: КИМ-2, «Аист» и планер «Без девиза».

В воскресенье 27 сентября 1925 года в присутствии 3000 зрителей состоялось официальное открытие III ВПС. 30 сентября были проведены первые продолжительные полеты: Арцеулов на КПИР-1 — 1 ч. 18 мин., Юмашев на Ю-1 — 1 ч. 30 мин. и немецкий планерист Шульц на «Морице» — 5 ч. 49 мин. 1 октября был рекордным днем на северном старте. Яковчук на КПИР-1бис установил всесоюзный рекорд продолжительности полета — 9 ч. 36 мин. 15 сек. Посадку он производил уже в темноте через час после захода солнца. Немецкий планерист Хессельбах превысил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром — 5 ч. 39 мин. 36 сек.
2 октября немецкий планерист Шульц на планере «Мориц» установил новый рекорд продолжительности полета — 12 ч. 6 мин. 25 сек. Посадку он произвел в темноте при свете костров.

5 октября ночью внезапно налетевшим шквалом было снесено три палатки-ангара, а находившиеся в них планеры были разбиты. Невредимыми оказались немецкие планеры и советские «Закавказец», «Нижегородец», «Красная Пресня», АВФ-19, «Белгородец», «Ремшколец» и несколько других также запакованных в ящики для обратной отправки.

7 октября на планере «Красная Пресня» погиб Валентин Михайлович Зернов.

В итоге на III ВПС были достигнуты результаты, перекрывающие пять мировых рекордов, два из которых принадлежали советскому летчику Л.А.Юнгмейстеру.
На одноместных планерах по высоте полета: 1 приз — Нерингу за полет на «Консуле», 435 м, 2 приз — Шульцу за полет на «Морице» 405,5 м, 3 приз — Арцеулову за полет на КПИР-4 340 м.
По продолжительности полета: 1 приз — Шульцу за полет на «Морице» 12 ч. 6 мин. 25 сек. 2 приз — всесоюзный рекорд Яковчука на КПИР-1бис 9 час. 35 мин. 15 сек.
По дальности полета: 1 приз — Нерингу за полет на «Консуле» 24,4 км. 2 приз — Юмашеву за полет на планере Ю-1 4,8 км.

На двухместных планерах были перекрыты три мировых рекорда. Юнгмейстер на планере «Нижегородец» показал дальность — 10 км и высоту — 336 м, Хессельбах на планере «Маргарита» — продолжительность полета 5 ч. 30 мин. 36 сек.

Было отмечено участие в III ВПС ряда вновь появившихся планерных кружков. Конструкции их планеров были выполнены технически более грамотно, чем у новичков на предыдущих состязаниях. Однако наряду с успехами отмечались и негативные стороны советского планеризма тех лет. Это — обилие поломок, которые сопровождались травмами и одна катастрофа. Советские планеры уступали по качеству германским (аэродинамическое качество, управляемость, прочность и простота конструкции). Многие планеры были доставлены на III ВПС в недостроенном виде. Принятые нормы прочности были недостаточно обоснованы, в особенности планеров с большим размахом крыла. Учебные планеры были недостаточно прочны, а их конструкция и ремонт чересчур сложными. Отсутствовали стационарные ангары для планеров и подсобные помещения, что приводило к дополнительным трудностям при хранении, техническом обслуживании и ремонте планеров.

Анализ и изучение недочетов III ВПС способствовали приобретению ценного опыта для последующих планерных состязаний крупного масштаба. В процессе проведения состязаний с участием немецких планеристов происходил обоюдный обмен опытом по конструированию планеров, методике учебного планеризма, организации и проведению больших состязаний.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.