II Всесоюзные планерные испытания 1924 года.

Осенью 1924 года в Крыму состоялись II Всесоюзные планерные испытания. В оргкомитет II ВПИ входили: Г.Н.Знаменский, С.В.Ильюшин, И.К.Кирилов, Н.П.Королев, В.П.Невдачин, А.А.Сеньков. Председателем оргкомитета был назначен С.В.Ильюшин. Для обеспечения испытаний были образованы:
-технический комитет;
-служба измерений;
-служба погоды;
-фотообслуживание.

Технический комитет II ВПИ работал под председательством профессора В.П.Ветчинкина (ЦАГИ). В состав комитета входили: профессор Г.Ф.Проскура (ОАВУК — Общества авиации Украины и Крыма), инженер Е.Н.Майоранов (НТК ВВС), В.С.Пышнов и М.К.Тихонравов (слушатели 4 курса АВФ). Задачи технического комитета состояли в осмотре планеров, испытании их на прочность, выдаче разрешения на допуск к полетам и обработке научно-технического материала, полученного на испытаниях.

Службой измерений в составе Л.С.Курина, Н.Н.Леонтьева, Агонаса и Г.Н.Знаменского проводились во время полетов замеры высоты, дальности полета, скорости снижения планеров.

Служба погоды обеспечивалась профессорами Сперанским и Буровым.

Фоточастью заведовал летчик-наблюдатель Е.Ф.Бурче.

На II ВПИ, в связи с предполагавшейся учебной работой, было выбрано два основных места старта: один пологий на холме Кара-Оба, около деревни Изюмовка и второй старт располагался на Узун-Сырт. Старт на Кара-Оба являлся основным. Здесь выявлялись в полетах летные качества планеров и проводилась учебная работа. На Кара-Оба располагался оргкомитет испытаний и 11 авиационных палаток для размещения планеров. Старт на Узун-Сырт предназначался для рекордных полетов. Во время полетов с Узун-Сырт пользовались автолебедкой, вытаскивающей тросом спустившиеся в долину планера.

Из 48 представленных планеров к полетам были допущенны — 42. На 42 допущенных к полетам планерах, было выполнено 572 полета общей продолжительностью 27 часов 3 секунды. Пилот Константин Арцеулов на планере «Икар», построенном по его чертежам в Одессе, продержался в воздухе 1 час 17 минут 55 секунд и получил специальный приз «За красоту и продуманность полета». Наибольшую продолжительность парения — 5 часов 15 минут 32 секунды — продемонстрировал на планере «Москвич», конструкции Н.Д.Лучинского и А.В.Чесалова, пилот Леонид Юнгмейстер. Ровно на час меньше парил на КПИР-1 студент КПИ Константин Яковчук, в прошлом военный летчик. Он получил третий приз за продолжительность и высоту полета.

Всего в испытаниях участвовали 36 пилотов, 23 из которых были удостоены звания пилота-планериста и 9 — пилота-парителя. Пилоту-планеристу необходимо было выполнить пять полетов суммарной продолжительностью не менее 60 секунд, причем один из них должен длиться не менее 30 секунд. Пилоту-парителю предстояло продержаться в воздухе не менее 3 минут без потери высоты. В числе получивших звание пилотов-парителей были К.К.Арцеулов и К.Н.Яковчук.

Главных призов были удостоены конструкторы планеров «Москвич», «Ларионыч» и КПИР-1. Лучшими учебными планерами были признаны «Комсомолец», «Рабфаковец» и «Стрекоза-печатница».
За оригинальную конструкцию были отмечены планеры БИЧ-2 и «ОДВФ ТССР». Также были премированы конструкции рекордных и тренировочных планеров: «Марс», «АВФ-10», «Красный летчик», «АВФ-9», «АВФ-16», «АВФ-17», «Голубь» и «Смоленец».

Но радость от этих достижений омрачилась трагедиями. 11 сентября на планере «Комсомолец» собственной конструкции на южном склоне горы Узун-Сырт разбился Петр Клементьев — слушатель Академии воздушного флота. Машина разрушилась в воздухе. Гору Узун-Сырт, что в переводе с тюркского означает «Долгая спина», позже переименовали в «Гору Клементьева». А через две недели после гибели Клементьева там же потерпел катастрофу на харьковском планере «Бумеранг» военный летчик К.А.Рудзит.

II Всесоюзные планерные испытания показали, что советский планеризм за год вырос количественно и качественно. Была создана сеть рабочих планерных кружков, из которых вышли будующие выдающиеся авиаконструкторы, авиационные инженеры, ученые и летчики, такие как О.К.Антонов, А.С.Яковлев, Н.Н.Фадеев, Ю.А.Победоносцев, В.Ф.Болховитинов, В.С.Вахмистров, М.И.Гуревич, Д.Л.Томашевич, А.В.Чесалов и др.

.

.

Источники:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.