Планер БИЧ-2 (АВФ-15) «Парабола».

Разработчик: Б.И.Черановский
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.

После неудачного дебюта с планером БИЧ-1, Б.И.Черановский построил новый планер — БИЧ-2 (АВФ-15), с тем же удлинением крыла равным — 4, использовался крыльевой аэродинамический профиль «Геттинген 436» с относительной толщиной в районе продольной оси 11%.

Крыло рациональной ферменной конструкции и малого веса позволило получить нагрузку всего 2,24 кг/м2. В отличии от БИЧ-1 планер БИЧ-2 уже обладал нормальной продольной устойчивостью и управляемостью. На планере установили руль направления. Элероны, размещенные вдоль задней кромки крыла, выполняли также функцию рулей высоты. Пилот забирался в планер через отверстие перед единственным колесом, затем отверстие закрывалось матерчатым клапаном и зашнуровывалось так, что из поверхности крыла торчала лишь голова.

Для передвижения по земле и осуществления взлета и посадки в центре конструкции было оборудовано одно колесо в обтекателе, по бокам размещались костыли-подпорки.

Под обозначением БИЧ-2 «Парабола» аппарат впервые был представлен на II Всесоюзных Планерных состязаниях в Коктебеле 20 сентября 1924 года. В этот же день состоялся первый полет, который осуществил военный летчик Борис Кудрин. Несмотря на вполне обоснованные сомнения в успешности мероприятия, этот полет оказался весьма удачным и планер «Парабола» при равных стартовых условиях пролетел далее всех других конструкций. В течение сентября 1924 года провели еще ряд полетов, которые позволили утверждать, что система управления планером не вполне совершенна, поэтому далее эксперименты прекратили. Выяснилось, что руль поворота, затеняясь крылом, почти не действовал — Кудрин производил развороты при помощи элеронов. В дальнейшем решено было установить по концам крыла два руля, которые могли действовать и как воздушные тормоза.

В полете 25 сентября Кудрин выяснил, что БИЧ-2 на больших углах атаки летает более устойчиво, а стояночный угол 15-18° способствует быстрому отрыву от земли.

Всего в сентябре 1924 года по данным летчика Кудрина было выполнено 27 полетов (Черановский сообщал о 28 полетах), наиболее продолжительный длился 1 мин. 20 сек. Эти полеты позволяют считать планер БИЧ-2 первым в мире успешно испытанным аппаратом, определяемым как полноценное пилотируемое «летающее крыло».

ЛТХ:

Модификация: БИЧ-2
Размах крыла, м: 9,50
Длина, м: 3,60 (3,75)
Удлинение: 4,16
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 25,00
Масса, кг
-пустого: 54
-полетная: —
Макс. аэродинамическое качество: —
Экипаж, чел: 1.

Планер БИЧ-2 «Парабола». Коктебель, 1924 г.

Планер БИЧ-2 «Парабола». Коктебель, 1924 г.

Планер БИЧ-2 «Парабола». Коктебель, 1924 г.

Летчик Б.Кудрин и конструктор Б.Черановский (справа) у планера БИЧ-2. Коктебель, 1924 г.

Успешный полет планера БИЧ-2. 20 сентября 1924 г.

Планер БИЧ-2 в полете.

 

5.БИЧ-2. Рисунок.

БИЧ-2. Рисунок.

БИЧ-2 «Парабола». Схема.

.

.

 Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Журнал «Самолет» № 11 (13) 1924 г. Г.Шмелев. II-е Всесоюзные планерные испытания.
Журнал «Авиация и космонавтика» № 04 за 2016 г. Михаил Маслов. Б.И.Черановский и его «параболы».
Г.А.Шмелев. Безмоторное летание. 1926 г.