0.А.С.ЯковлевЯковлев Александр Сергеевич (1906-1989).

Родился 1 апреля (19 марта — ст. ст.) 1906 года в городе Москве в семье служащего. Русский. Отец служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать была домохозяйкой. В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени».

В школе проявился интерес к технике и в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал её в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок.

Не бросая школы, в 1919-1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе — организации, распределявшей все виды топлива. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера.

С 1924 года Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н.Е.Жуковского. В том же году построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил свой первый самолет — АИР-1. В июле 1927 года на этом самолете были установлены первые советские мировые рекорды — дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч. 30 мин.) полёта. За эти достижения А.С.Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии не переставал заниматься постройкой самолётов. В 1927-1931 годах под его руководством было создано 8 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.

В 1931 году, по окончанию учебы в академии, поступил инженером на авиазавод №39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации — свое будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С.Яковлева, добилась признания и в январе 1934 года была переведена из ОСОАВИАХИМа в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом № 115.

Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годах. В 1935 году А.С.Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12.

В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину — двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно, но по сути оказались конструкторским провалом Яковлева, из-за конструктивных особенностей эти машины встретили Великую Отечественную войну пратически небоеспособными. В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке

13 января 1940 года поднялся в воздух истребитель И-26 (прототип Як-1). Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза Яковлеву Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941 г.), Як-9, Як-3 (1943 г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего было выпущено более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый «як» имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй Мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20 мм пушек на Як-1 до 37 мм и 45 мм на Як-9. Увеличивалась дальность полета, до 2200 км у Як-9ДД. До июля 1946 года А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946 году — заместителем министра по общим вопросам). Генерал-майор инженерно-авиационной службы (10.11.1942 г.). Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (27.12.1943 г.).

С 1956 года и до выхода на пенсию А.С.Яковлев — генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 — первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24 — самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 годах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Яковлев Александр Сергеевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 49/II). Стал дважды Героем Социалистического Труда.

Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.

С 1968 года перевозит пассажиров Як-40 — единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами. Позднее создан 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.

В 1967 году на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36, а с 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 — первые в мире палубные СВВП.

21 августа 1984 года А.С.Яковлев вышел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под его руководством было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов.

Автор книг «Рассказы авиаконструктора», «Цель жизни (записки авиаконструктора)», «50 лет советского самолетостроения», «Советские самолеты».

Жил в Москве. Умер 22 августа 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды:

-Герой Социалистического Труда — Медаль «Серп и Молот» дважды (1940 г., 1957 г.);
-10 орденов Ленина;
-орден Октябрьской Революции;
-2 ордена Красного Знамени;
-ордена Суворова 1-й и 2-й степени;
-2 ордена Отечественной войны 1-й степени;
-орден Трудового Красного Знамени;
-орден Красной Звезды
-лауреат Сталинской премии шестикратный (1941 г., 1942 г., 1943 г., 1946 г., 1947 г., 1948 г.);
-лауреат Ленинской премии (1971 г.).
-лауреат Государственной премии СССР (1977 г.).

Александр Яковлев (в центре) со своими товарищами изучает авиационный мотор в школьном кружке «Юных друзей воздушного флота», 1923 год.

1.А.С.Яковлев у АИР-2.

А.С.Яковлев у самолета АИР-2. 1928 г.

2.А.С.Яковлев у самолета АИР-4.

А.С.Яковлев у самолета АИР-4. 1930 г.

А.С.Яковлев у самолета АИР-4. 

3.А.С.Яковлев около Як-3. 1944 г.

А.С.Яковлев около истребителя Як-3. 1944 г.

4.Генеральные конструкторы С.А.Лавочкин, А.С.Яковлев и А.И.Микоян

Генеральные конструкторы С.А.Лавочкин, А.С.Яковлев и А.И.Микоян.

5.Генеральный конструктор А.С.Яковлев.

Генеральный конструктор А.С.Яковлев. 1960-е годы.

IV чемпионат мира по высшему пилотажу. А.С.Яковлев беседует у спортивного самолета Як-50 с победителями чемпионата – В.А.Овсянкиным (слева) и Г.Г.Корчугановой. Москва, 12 августа 1966 года.

.

.

Список источников:
Александр Сергеевич Яковлев. Cайт «Герои Страны».
Мемуары А.С.Яковлева. «Цель жизни».
А.С.Яковлев. Рассказы авиаконструктора.