Легкий многоцелевой самолет АИР-9.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

АИР-9 и АИР-9бис — двухместные низкопланы с двигателем М-11. На АИР-9бис 4 июля 1937 года летчицы Ирина Вишневская и Екатерина Медникова установили установили женский международный рекорд для легких самолетов 1-й категории. Они достигли высоты 6518 м. В конструкции было применено много новых технологических решений.
Каркас фюзеляжа сварной из мягких стальных труб, оперение — дуралюминовое, крыло — деревянное, обшитое фанерой по носку сверху до заднего, снизу — до переднего лонжеронов, с посадочными щитками, обшивка везде полотняная. Кабины открытые.

Проект самолета был представлен на конкурс безопасных самолетов. Этот проект 1933 года не был осуществлен, но затем его переделали в АИР-9 (1934 г.) и АИР-9бис (1935 г.), в которых кабины были закрыты общим прозрачным фонарем. АИР-9бис отличался треугольной формой козырька и кольцом Тауненда (обтекателем) на двигателе (потом кольцо сняли). АИР-9 демонстрировался на Парижской авиационной выставке 1934 года, а АИР-9бис — на Миланской авиационной выставке 1935 года.

ЛТХ:

Модификация: АИР-9
Размах крыла, м: 10,20
Длина самолета, м: 6,97
Высота самолета, м: 2,60
Площадь крыла, м2: 16,87
Масса, кг
-пустого самолета: 516
-максимальная взлетная: 768
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 215
Крейсерская скорость, км/ч: 175
Практическая дальность, км: 695
Практический потолок, м: 6080
Экипаж, чел: 1-2.

1.Заводские испытания АИР-9. Москва, Центральный аэродром. Октябрь 1934 г.

АИР-9 на заводских испытаниях. Москва, Центральный аэродром. Октябрь 1934 г.

АИР-9 на заводских испытаниях. Москва, Центральный аэродром. Октябрь 1934 г.

1а.АИР-9 в экспозиции Парижской авиационной выставки. Ноябрь 1934 г. 1

АИР-9 в экспозиции Парижской авиационной выставки. Ноябрь 1934 г.

1б.АИР-9 в экспозиции Парижской авиационной выставки. Ноябрь 1934 г. 2

АИР-9 в экспозиции Парижской авиационной выставки. Ноябрь 1934 г.

2.АИР-9. Массовый перелет уч.-спорт. сам. Сентябрь 1935 г.

АИР-9. Массовый перелет учебно-спортивных самолетов. Сентябрь 1935 г.

3.АИР-9. Москва, Центральный аэродром. 1935 г.

АИР-9. Москва, Центральный аэродром. 1935 г.

7.АИР-9бис. 1935 г. 3

АИР-9бис. Москва, Центральный аэродром. 1935 г.

7а.АИР-9бис. 1935 г. 2

АИР-9бис. Москва, Центральный аэродром. 1935 г.

9.Ю.И. Пионтковский в кабине АИР-9бис. 3

Ю.И.Пионтковский в кабине АИР-9бис.

10.Ю.И. Пионтковский в кабине АИР-9бис. 4

Ю.И.Пионтковский в кабине АИР-9бис.

8.Ю.И.Пионтковский в кабине АИР-9бис. 2

АИР-9бис в полете.

6.Ю.И. Пионтковский в кабине АИР-9бис.

АИР-9бис в полете.

12.АИР-9бис. Массовый перелет уч.-спорт. сам. Сентябрь 1935 г. 2

АИР-9бис. Массовый перелет учебно-спортивных самолетов. Сентябрь 1935 г.

13.АИР-9бис. Массовый перелет уч.-спорт. сам. Сентябрь 1935 г. 3

АИР-9бис. Массовый перелет учебно-спортивных самолетов. Сентябрь 1935 г.

14.АИР-9бис. Массовый перелет уч.-спорт. сам. Сентябрь 1935 г. 4

АИР-9бис. Массовый перелет учебно-спортивных самолетов. Сентябрь 1935 г.

15.АИР-9. Рисунок.

АИР-9. Рисунок.

16.АИР-9бис. Рисунок.

АИР-9бис. Рисунок.

АИР-9. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Сайт «Антология Як». (airfield.narod.ru).