Спортивно-пилотажный самолёт Як-50.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1972 г.

Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 разработан в ОКБ А.С.Яковлева в 1972 году под руководством В.П.Кондратьева. Было решено сохранить аэродинамическую схему Як-18ПС, но уменьшить габаритные размеры. Конструкция стала цельнометаллической. Применён более мощный двигатель М-14П. Серийное производство началось в 1976 году на Арсеньевском авиазаводе.

Як-50 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки в полёте поджимаются к крылу. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П конструкции А.Г.Ивченко с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Запас топлива располагался в одном фюзеляжном баке. Для перелётов предусмотрена установка в фюзеляже дополнительного топливного бака.

Як-50 впервые принял участие в международных соревнованиях в 1976 году. Тогда на товарищеских соревнованиях по высшему пилотажу команд социалистических стран в Чехословакии сборная СССР на Як-50 одержала командную победу по всем трём упражнениям. Из 30 призовых мест советские спортсмены завоевали 23, в том числе 8 первых. Высокие лётные качества наиболее полно проявились во время 8 чемпионата мира по высшему пилотажу в августе 1976 года в Киеве на аэродроме «Чайка». На этих соревнованиях советские спортсмены завоевали 9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. В.Лецко и Л.Леонова стали абсолютными чемпионами мира. В 1977 году на Як-50 была одержана победа на соревнованиях социалистических стран в Киеве и первом чемпионате Европы во Франции. Лётчиками О.Булыгиным и С.Е.Савицкой на Як-50 установлен ряд мировых рекордов скорости и скороподъёмности.

Поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. На базе спортивного Як-50 разработан двухместный учебно-тренировочный самолёт Як-52.

ЛТХ:

Модификация: Як-50
Размах крыла, м: 9,50
Длина самолета,м: 7,68
Высота самолета,м: 3,16
Площадь крыла,м2: 15,00
Масса, кг
-пустого самолета: 765
-максимальная взлетная: 900
Внутренне топливо, л: 55 + дополнительно 120 л в 2 баках
Тип двигателя: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 1 х 360
Максимальная скорость, км/ч: 420
Крейсерская скорость, км/ч: 320
Практическая дальность, км: 495
Продолжительность полета, ч.мин: 0,48 (без дополнительного топлива)
Практический потолок, м: 5500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 1.

1.Спортивный самолёт Як-50.

Спортивно-пилотажный самолёт Як-50.

2.Пилотажный спортивный самолёт Як-50.

Як-50 в полете.

3.Як-50 в воздухе.

Як-50 в полете.

4.Як-50 на взлетке.

Спортивно-пилотажный самолёт Як-50.

5.Як-50 на стоянке.

Як-50 на стоянке.

Як-50 на стоянке.

Як-50 с частично раскапотированным двигателем на стоянке.

SONY DSC

Як-50 в ангаре.

SONY DSC

Як-50 на взлете.

8.Як-50. Схема.

Як-50. Схема.

.

.

Список источников:
А.С.Яковлев. Советские самолеты.
М-Хобби. П.Колесников. Як-50.
Техника — молодежи. С.Яковлев, Ю.Янкевич. Вольтижировка в воздухе.
Александр Мельников. Современная авиация России. Як-50.
Фотоархив сайта russianplanes.net