Поршневой авиационный двигатель М-14 (АИ-14, М-9).

Разработчик: ОКБ-478 А.Г.Ивченко
Страна: СССР
Серийное производство: 1950 г.

Поршневой, 9-цилиндровый, однорядный, четырехтактный, звездообразный двигатель воздушного охлаждения, мощностью 255-420 л.с. М-14 (АИ-14) разработан в ОКБ-478 А.Г.Ивченко для многоцелевого самолёта Ан-14. Главным конструктором по двигателю был назначен И.М.Веденеев. При проектировании был учтён опыт создания опытных двигателей М-48 и М-49. Серийное производство организовано на Воронежском механическом заводе.

Серийное производство продолжается (фактически приостановлено в 1994 году). Выпускается по лицензии в Польше.

Первый в этой серии двигателей – АИ-14Р мощностью 260 л.с. – разработан в Запорожье и с 1950 года запущен в серийное производство в Воронеже, применялся на самолетах Як-12Р, затем Як-12М, Як-12А, и строившихся на их базе в Польше PZL-101, а также самолетах PZL-104 «Wilga». С 1956 года устанавливался на самолеты Як-18А, с 1958 года – на Ан-14, с 1960 года – на Як-18П.

Для вертолета Ка-15 в 1952 году была спроектирована модификация АИ-14В мощностью 255 л.с. Разработка последующих модификаций с 1960 года осуществлялась в Воронеже. Для вертолетов Ка-15 и Ка-18 здесь в 1960 году создан и запущен в серию двигатель АИ-14ВФ мощностью 280 л.с., а для самолетов Як-18ПМ и Ан-14А – АИ-14РФ мощностью 300 л.с. С 1969 года самолеты Ан-14А комплектовались двигателями АИ-14ЧР (отличались от АИ-14РФ введением ЧР, на котором мощность кратковременно повышалась до 350 л.с.).

Последующие модификации АИ-14 для легких вертолетов и самолетов, разработанные в Воронеже, имели обозначение М-14. Они остаются в широкой эксплуатации во многих странах мира и сегодня.

Модификации:
АИ-14 — базовый мощностью 240 л.с.
АИ-14В — двигатель для вертолёта Ка-15.
АИ-14ВФ — форсированный до 280 л.с. Выпускался с 1960 года. Устанавливался на Ка-15М, Ка-18.
АИ-14Р — двигатель для самолёта Як-12Р
АИ-14Р2 — форсированный до 260 л.с. Предназначался для самолётов «АЕ», А-6, первого варианта Ан-14.
АИ-14РА — двигатель для самолёта «Вильга-35».
АИ-14РФ (М-14) — форсированный до 300 л.с. Устанавливался на самолётах Ан-14А, Як-12Б, Як-18А.
М-14В26 — вертолётный мощностью 325 л.с. Отличается коническим редуктором и муфтой сцепления. Устанавливался на Ка-15, Ка-18, Ка-26.
М-14В26В — двигатель для вертолёта Ми-34. Мощность увеличена до 370 л.с.
М-14П — двигатель для пилотажных самолётов. Выпускался с 1973 года.
М-14ПТ — двигатель для учебного самолёта Су-29. Мощность снижена до 355 л.с.
М-14ПФ — форсированный до 400 л.с. Устанавливается на Су-31.
М-14Х — двигатель для Як-54. Устанавливается также на Як-52М.
М-14Р (второй с таким названием) — форсированный до 450 л.с. Устанавливается на Су-31.
М-9 — серия двигателей, разрабатываемых на Воронежском механическом заводе, на базе М-14П:
— М-9Ф — мощность повышена до 420 л.с. С 2003 года эксплуатируется на самолетах Су-26М3;
— М-9ФС;
— М-9Т.

ТТХ (М-14В26):

Длина, мм: 1145
Диаметр, мм: 985
Рабочий объём цилиндров, л: 10,16
Степень сжатия: 6,3
Масса сухая, кг: 252
Мощность, л.с.
-взлётная при 2800 об/мин: 325
-максимальная продолжительная при 2450 об/мин: 275
-крейсерская при 2350 об/мин: 190
Удельный расход топлива, кг/л.с.-ч
-на взлётном режиме: 0,265-0,29
-на продолжительном режиме: 0,25-0,29
-на крейсерском режиме: 0,22-0,24.

1.Двигатель М-14. Жуковский - Раменское.

Двигатель М-14. Жуковский — Раменское.

2.Двигатель М-14. Жуковский - Раменское.

Двигатель М-14. Жуковский — Раменское.

3.Двигатель М-14. Музей Вадима Задорожного.

Двигатель М-14. Музей Вадима Задорожного.

4.Двигатель М-14. Музей Вадима Задорожного.

Двигатель М-14. Музей Вадима Задорожного.

5.Двигатель М-14В26.

Двигатель М-14В26.

DCF 1.0

АИ-14Р на самолете PZL-104 «Wilga».

.

.

Список источников:
Взлёт. № 4 за 2006 г. Поршневые авиадвигатели.
Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).
Фотоархив сайта russianplanes.net