Пилотажный самолет Як-18ПМ (ПС).

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1965 г.0.Як-18ПМ

Первый чемпионат мира по высшему пилотажу, состоявшийся в Праге в 1960 году, стимулировал быстрое развитие этого вида авиационного спорта. Еще в 60-х годах высший пилотаж считался всего-навсего элементом летной подготовки и эффектным показательным номером на воздушных парадах. Теперь же надо было на международных стартах защищать авиационно-спортивный престиж страны. Чемпионат показал, что победа на международных соревнованиях зависит не только от искусства пилота, но и от его машины. Началось быстрое совершенствование самолетов для высшего пилотажа, стали появляться специальные акробатические спортивные машины.

В нашей стране в то время на базе Як-18А был разработан и построен одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-18АП. Вскоре он был модифицирован: кабина перенесена вперед, а шасси выполнено полностью убирающимся, причем стойки главного шасси складывались вдоль размаха по направлению к фюзеляжу, а не вдоль хорды крыла, как на Як-18А. Самолет под названием Як-18П строился серийно. Успех наших спортсменов, выступавших в Испании на Як-18П, подтвердил, что советские конструкторы находятся на правильном пути, однако выявились и существенные недостатки летательного аппарата.

Модификация самолета была поручена группе молодых инженеров ОКБ А.С.Яковлева — недавних выпускников Московского авиационного института. На самолете, названном Як-18ПМ, поставлен новый двигатель АИ-14РФ мощностью 300 л.с. (вместо АИ-14Р в 260 л.с.), угол V-образности крыла для повышения поперечной устойчивости в перевернутом полете был уменьшен, усилены некоторые элементы конструкции и изменена площадь компенсации рулевых поверхностей. Кабина пилота была сдвинута назад, чтобы в полете летчик мог видеть крыло на фоне линии горизонта и землю за задней кромкой крыла. Такой обзор создавал пилоту неоспоримые тактические преимущества при выполнении комплекса над площадкой ограниченных размеров, заднее расположение кабины впоследствии стало непременным для лучших спортивно-пилотажных самолетов.

Як-18ПМ имел ферменный фюзеляж, сваренный из стальных труб. На ферме крепилась легкая дюралевая опалубка, хвостовая часть обшивалась полотном. Обшивку носовой части составляли большие съемные дюралевые панели — люки. Они облегчали доступ ко всем элементам оборудования и конструкции фюзеляжа. Двухлонжеронное металлическое крыло представляло собою центроплан с двумя отъемными консолями, которые имели внутренние расчалки и обшивались полотном. Подкосно-расчалочное хвостовое оперение дюралевой конструкции с полотняной обшивкой. Шасси самолета трехколесное с носовым колесом полностью убиралось в крыло и фюзеляж. Самолет снабжался тормозным щитком, расположенным на центроплане, который приводился в действие кнопкой на ручке управления. Впоследствии выяснилось, что введение в действие тормозного щитка искажает рисунок фигуры, в результате он был уменьшен, а потом и вообще снят.

Пилотажные качества Як-18ПМ успешно демонстрировались на IV чемпионате мира в Москве, состоявшемся в 1966 году. Тогда наши спортсмены с большим отрывом опередили своих соперников. Абсолютным чемпионом мира стал советский спортсмен В.Мартемьянов. Среди женщин победу одержала Г.Корчуганова. Самолет получил высокую оценку иностранных специалистов и летчиков, которым в Тушино по окончании соревнований была предоставлена возможность опробовать Як-18ПМ в воздухе. Эти машины интенсивно эксплуатировались в аэроклубах в течение десяти лет. На базе Як-18ПМ был выпущен самолет Як-18ПС, главные его конструктивные особенности — хвостовое колесо и предельно сокращенное оборудование. Самолет оказался на 100 кг легче своего предшественника. На этих машинах летчики-спортсмены СССР приняли участие в VI чемпионате мира в Англии. Абсолютное первенство тогда завоевали наши спортсмены — И.Егоров и С.Савицкая.

Модификации:
Як-18ПМ — вариант 1965г. для высшего пилотажа с двигателем Аи-14РФ мощностью 300 л.с., со смещенной назад кабиной, победитель чемпионата мира по высшему пилотажу 1966г. в Тушино.
Як-18ПС — аналогичен варианту Як-18ПМ, но оснащен убирающимся шасси с хвостовым колесом, первый полет совершил в 1969 г.

ЛТХ:

Модификация: Як-18ПМ
Размах крыла, м: 10,60
Длина самолета, м: 8,00
Высота самолета, м: 2,20
Площадь крыла, м2: 17,00
Масса, кг
-пустого самолета: 810
-максимальная взлетная: 1110
Внутренне топливо, л: 130
Тип двигателя: 1 х ПД Прогресс АИ-14РФ
-мощность, л.с.: 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 285
Практическая дальность, км: 400
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1.

Ñàìîëåò ßê-18Ï (îäíîìåñòíûé), 1969ã.

Пилотажный самолет Як-18П.

1.Як-18П выруливает на старт.

Як-18П.

Як-18П.

1а.Прототип Як-18ПМ

Прототип Як-18ПМ.

2.Прототип Як-18ПМ

Прототип Як-18ПМ.

3.Прототип Як-18ПМ

Прототип Як-18ПМ. Вид спереди.

4.Прототип Як-18ПМ

Прототип Як-18ПМ.

5.Прототип Як-18ПМ

Прототип Як-18ПМ в полете.

6.Прототип Як-18ПМ

Прототип Як-18ПМ.

7.Як-18ПМ на стоянке. 2

Як-18ПМ на стоянке.

8.Як-18ПМ на стоянке.

Як-18ПМ на стоянке.

9.Як-18ПС на стоянке.

Як-18ПС на стоянке.

10.Як-18ПС выруливает на старт.

Як-18ПС выруливает на старт.

11.Як-18ПС после взлета.

Як-18ПС после взлета.

12.Як-18ПС. Рисунок.

Як-18ПС. Рисунок.

13.Як-18ПМ. Схема.

Як-18ПМ. Схема.

.

.

Список источников:
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-18ПМ.
Сергей Комиссаров. «Летающая парта» послевоенной эпохи.
Крылья Родины. Евгений Подольный. Самолет нашей юности.
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Сайт «Уголок неба». 2012 страница: «Яковлев Як-18ПМ».