Учебно-тренировочный самолет УТ-2.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.0.УТ-2

В годы второй пятилетки Военно-Воздушные Силы и Аэрофлот стали получать скоростные самолеты. Их пилотирование требовало соответствующих навыков. Поэтому и летным школам и строевым подразделениям потребовались более скоростные учебные и учебно-тренировочные самолеты. Советские конструкторы создали несколько типов таких машин, в том числе УТ-2 и УТ-1. Эти самолеты были разработаны коллективом А.С.Яковлева почти одновременно. В мае 1935 года начались испытания двухместного УТ-2 с двигателем М-11 в 100 л.с., а летом — одноместного УТ-1, с М-11Е в 150 л.с.

УТ-2 (Я-20) — учебно-тренировочный двухместный низкоплан, развитие АИР-9 и АИР-10, но фюзеляж и центроплан — деревянные. Обшивка самолета — фанера с полотном. Площадь крыла УТ-2 — 17,12 квадратных метров, вес пустого — 616 кг, взлетный — 938 кг.

Самолет был выпущен в двух вариантах: с двигателем М-11Е в 150 л.с. и с двигателем Renault «Bengali-4» в 140 л.с. Масса обоих самолетов обоих самолетов была минимальной, довольно близкой, запас топлива — на 2 часа. Летные данные получились высокие. Однако на госиспытаниях было выдвинуто требование увеличить запас топлива до 7 часов и переделать сиденье для возможности применения парашютов, которых первоначально не было. Полетная масса возросла на 112 кг, летные качества несколько снизились, но все-таки оставались достаточно высокими. В заключении НИИ ВВС было сказано, что с двигателем М-11Е самолет очень хорош и может быть рекомендован для первоначального обучения летчиков. Вариант с «Renault» отпал, так как этот двигатель у нас строить не стали.

В 1937 году самолет УТ-2 был поставлен на поплавки (как для АИР-6) и на нем были установлены три международных рекорда. Вскоре самолет УТ-2 был принят к серийному производству, но со стандартным двигателем М-11М для целей первоначального обучения. Внедрение в серию было начато в сентябре 1937 года на двух заводах. Благодаря простой и дешевой конструкции трудностей при внедрении не было. Впоследствии самолет выпускался на пяти заводах.

УТ-2 стал одним из основных учебных самолетов в военных школах и аэроклубах. Его скорость — 205 км/час, потолок — 3500 м. Значительно более строгий в пилотировании УТ-1 использовался главным образом для тренировки летчиков — командиров подразделений и инструкторов. Его скорость — 257 км/час, потолок — 7120 м. В предвоенные годы летчики-спортсмены установили на УТ-1 и УТ-2 несколько международных рекордов (в том числе женских) высоты, скорости и дальности полета для самолета такой весовой категории. УТ-2 строился серийно с 1937 года по 1944 год и до 1948 года являлся основным учебным самолетом в летных школах ВВС.

С целью улучшения штопорных характеристик в 1941 году был создан самолет УТ-2М, отличавшийся увеличением стреловидности и поперечного V крыла, измененным хвостовым оперением, уменьшением площади элеронов и др. УТ-2М был очень прост в управлении, «прощал» грубые ученические ошибки, не входил в плоский штопор, а в крутой штопор входил очень неохотно и выходил из него даже при нейтральных рулях без малейшего запаздывания. Самолет получил широкое признание и высокую оценку. Применение УТ-2 постоянно расширялось, и к началу войны он полностью заменил У-2 в качестве учебного самолета.

Логичным продолжением УТ-2 стал Як-18 — цельнометаллический самолет с убирающимся шасси, созданный в 1946 году, который по всем геометрическим параметрам и аэродинамическим характеристикам практически повторял УТ-2 выпуска 1937 года.

ЛТХ:

Модификация: УТ-2
Размах крыла, м: 10,20
Длина, м: 7,00
Высота, м: 2,55
Площадь крыла, м2: 17,20
Масса, кг
-пустого самолета: 616
-нормальная взлетная: 856
-максимальная взлетная: 938
Тип двигателя: 1 х ПД М-11Е
-мощность, л.с.: 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 205
Практическая дальность, км: 500
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 2.

1.Прототип УТ-2 Я-20 с двигателем Renault-4Pei.

Прототип УТ-2 — Я-20 с двигателем Renault-4Pei.

1а.Я-20 с д. Renault-4 на поплавковом шасси. Окт. 1937 г.

Самолет Я-20 с двигателем Renault-4 на поплавковом шасси. Октябрь 1937 г.

2.АИР-10 (будущий УТ-2) на испытаниях.

Самолет АИР-10 (будущий УТ-2) на испытаниях.

3.Группа УТ-2 в полёте.

Группа самолетов УТ-2 в полёте.

3а.Пара УТ-2 в полете.

Пара УТ-2 в полете.

3б.Группа УТ-2 в полете. 1940 г.

Самолеты УТ-2 в полете. 1938 г.

3в.Группа УТ-2 Осоавиахим. Москва. 1938 г.

Группа УТ-2 Осоавиахима. Москва. 1938 г.

3г.Группа УТ-2. Осоавиахим. Москва. Август 1940 г.

Группа УТ-2 Осоавиахима. Москва. Август 1940 г.

3д.Группа УТ-2М в полете.

Группа учебных самолетов УТ-2М в полете.

УТ-2М на лыжном шасси.

УТ-2М на лыжном шасси.

4б.УТ-2 на аэродроме в Тушино.

УТ-2 на аэродроме в Тушино.

4в.УТ-2 на стоянке. Аэроклуб АРМ Осоавиахим. Аэродром Черное.

Учебный самолет УТ-2 на стоянке. Аэроклуб АРМ Осоавиахим. Аэродром Черное.

5.УТ-2М. ВВС Югославии. Панчев. 1946 г.

УТ-2М ВВС Югославии. Панчев. 1946 г.

6.Двое военных летчиков возле УТ-2.

Военные летчики возле УТ-2.

6а.УТ-2 Саратовского аэроклуба ДОСААФ. 1952 г.

УТ-2 Саратовского аэроклуба ДОСААФ. 1952 г.

6б.Инструктор и курсант у УТ-2М.

Инструктор и курсант около УТ-2М.

6в.Заправка УТ-2М.

Заправка УТ-2М на стоянке.

6г.Осмотр двигателя М-11Е на УТ-2М.

Осмотр двигателя М-11Е на УТ-2М.

7.В ВВС Венгрии УТ-2 использовался также для тренировок парашютистов.

В ВВС Венгрии УТ-2 использовался также для тренировок парашютистов.

9.Самолет УТ-2 с мотором МВ-4 на государственных испытаниях, июнь 1939 г.

Самолет УТ-2 с мотором МВ-4 на государственных испытаниях, июнь 1939 г.

9а.УТ-2 с двигателем МВ-4. НИИ ВВС. 1939 г.

Самолет УТ-2 с мотором МВ-4 на государственных испытаниях, июнь 1939 г.

11.УТ-2МВ. НИИ ВВС. 1942 г.

УТ-2МВ. НИИ ВВС. 1942 г.

12.УТ-2 на лыжном шасси с закрытой кабиной.

УТ-2 на лыжном шасси с закрытой кабиной.

13.УТ-2 с учебной торпедой.

УТ-2 с учебной торпедой.

14.УТ-2 с двигателем ГАЗ-11.

УТ-2 с автомобильным двигателем ГАЗ-11.

Ремонт двигателя ГАЗ-11 на УТ-2.

16.УТ-2 с шасси на воздушной подушке. ЦАГИ. 1940 г.

Экспериментальный УТ-2 с шасси на воздушной подушке. ЦАГИ. 1940 г.

17.УТ-2 в авиамузее.

УТ-2 в музее ВВС Монино.

18.УТ-2 из коллекции музея ОКБ Яковлева.

УТ-2 из коллекции музея ОКБ Яковлева.

18а.УТ-2 из коллекции ОКБ Яковлева.

УТ-2 из коллекции музея ОКБ Яковлева.

18б.УТ-2М из коллекции ОКБ Яковлева на авиавыставке.

УТ-2 из коллекции музея ОКБ Яковлева.

19.Варианты окраски УТ-2. Рисунок.

Варианты окраски УТ-2. Рисунок.

20.УТ-2 в полете. Рисунок.

УТ-2 в полете. Рисунок.

22.УТ-2. Схема.

УТ-2. Схема.

23.Схема. УТ-2М.

УТ-2М. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).