Планер «Москвич».

Разработчик: Н.Д.Лучинский, А.В.Чесалов
Страна: СССР
Первый полет: 1928 г.

Николай Дмитриевич Лучинский учился на инженерном факультете сельскохозяйственной академии. Однако, после защиты по теме «Американская молотилка» Н.Д.Лучинский преподнес всем сюрприз. Вероятно, через В.И.Немировича-Данченко он в это время познакомился и сблизился с К.К.Арцеуловым и по совету последнего стал регулярно посещать факультативные лекции по авиации профессора Ветчинкина. В результате, окончив сельскохозяйственную академию в 1924 году, он по приглашению Ветчинкина устроился инженером в ЦАГИ. В ЦАГИ тогда много занимались проектированием планеров. И первой работой Н.Д.Лучинского было проектирование совместно с А.В.Чесаловым планера «Москвич». В частности Н.Д.Лучинский с огромным увлечением изучал все статьи, касающиеся самолетов И.И.Сикорского. Особенно его заинтересовали рекомендации Сикорского по уменьшению лобового и индуктивного сопротивления. Поэтому в планерах Лучинского была низкая кабина летчика, а крылья отличались большим удлинением.

«Москвич» — одноместный рекордный планер построенный в 1924 году в Москве на заводе «Авиаработник» с участием 4-х членов кружка, на долю которых выпало изготовление шаблонов, слесарная работа и окончательная сборка.

По схеме планер представлял собой моноплан-парасоль с двухлонжеронным крылом, притянутым снизу к фюзеляжу 2-мя растяжками с каждой стороны. Центроплан крыла прикреплялся к фюзеляжу 4-мя обтекаемыми расчаленными стойками. На отъемной консоли к вспомогательному лонжерону был прикреплен элерон с роговой аэродинамической компенсацией. Отъемные консоли имели V-образный угол, равный 3°. Профиль крыла — Прандтль 426.

Фюзеляж в боковой проекции имел удобообтекаемую форму крылового профиля, а при виде сверху несколько сужался в носовой и хвостовой частях. Для лучшей обтекаемости на верхней поверхности фюзеляжа впереди и позади кабины пилота были расположены дополнительные обтекатели. Конструкция фюзеляжа состояла из спрусовых стрингеров с промежуточными наклонными стойками. При взгляде на каркас фюзеляжа сбоку или сверху эти стойки имели вид треугольников. Растяжки в фюзеляже отсутствовали, что с увеличением числа полетов привело к некоторому разбалтыванию конструкции фюзеляжа. Кабина пилота была расположена под крылом, что вызывало некоторые трудности при посадке планериста.

Ось 2-х колесного шасси проходила сквозь фюзеляж над нижними стрингерами, к которым крепились амортизационные резиновые шнуры. В хвостовой части фюзеляжа был расположен костыль.

Хвостовое оперение планера состояло из большого киля с рулем направления и стабилизатора с рулем высоты. Рули имели роговую аэродинамическую компенсацию.

Для облегчения и ускорения разворотов на планере была оригинально устроена передача движения от ручки управления к элеронам, благодаря чему опускавшийся элерон отклонялся на больший угол, чем поднимавшийся.

Планер «Москвич» принял участие во II Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле в 1924 году и оказался рекордным. Летчиком был испытатель планеров и самолетов Леонид Юнгмейстер. Были получены главные призы по продолжительности (5 ч. 15 мин. 32 сек.) и высоте (312 м) полета. Это был блестящий успех для человека закончившего сельскохозяйственную академию и всего несколько месяцев (с 1 февраля 1924 г.) проработавшего в ЦАГИ.

ЛТХ:

Длина, м: 5,7
Размах крыла, м: 13,5
Площадь крыла, м2: 20
Удельная нагрузка, кг/м2: 8,5
Удлинение: 9,1
Профиль крыла: Прандтль 426
Масса, кг: 90.

 

1.Л.Юнгмейстер в планере Москвич

Летчик Л.Юнгмейстер в планере «Москвич».

2.Планер Москвич. Схема.

Планер «Москвич». Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
М.Н.Лучинский. Мой отец Лучинский Николай Дмитриевич. Часть 2. ВУЗ и работа в авиации.