Планер АВФ-16 «З.А.П.».

Разработчик: Г.М.Наумов
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.

Одноместный тренировочный планер АВФ-16, конструкции слушателя АВФ Г.М.Наумова, был построен в 1924 году в Москве при заводе автопринадлежностей (З.А.П.). По схеме планер «ЗАП» представлял собой моноплан-парасоль с парой подкосов с каждой стороны. Прямоугольное крыло со скошенными законцовками состояло из двух половин, соединявшихся на центральной пирамиде стоек на фюзеляже.

При виде сбоку фюзеляж имел удобообтекаемую форму крылового профиля, при виде сверху — форму прямоугольника.

Хвостовое оперение состояло из квадратного киля с компенсированным рулем направления большой площади и цельноповоротного стабилизатора. Профиль крыла — Прандтль 441.

Шасси — из двух стоек, на которых была укреплена ось двух колес.

Планер АВФ-16 оказался хорошо сбалансированным и первые же полеты летчика Ломовицкого дали положительные результаты. 10 сентября 1924 года он совершил полет при слабом ветре с вершины Узун-Сырт продолжительностью 4 мин. 15 сек. Полеты на II ВПИ показали что планер АВФ-16 может служить тренировочным планером переходного типа после планеров первоначального обучения.

Г.М.Наумов был премирован жюри II ВПИ за удачную конструкцию планера.

ЛТХ:

Длина, м: 6,0
Размах крыла, м: 13,8
Площадь крыла, м2: 18,3
Удельная нагрузка, кг/м2: 8,25
Удлинение: 10,4
Профиль крыла: Прандтль 441
Масса, кг: 81.

Планер АВФ-16 «З.А.П.».

Планер АВФ-16 «З.А.П.».

АВФ-16. Схема

АВФ-16 «З.А.П.». Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Журнал «Самолет» № 1 (15) 1925 г. Красвоенлет Шмелев. II-е Всесоюзные планерные испытания.
Г.А.Шмелев. Безмоторное летание. 1926 г.