Планер Ш-3.

Разработчик: Б.Н.Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.

Ш-3 — планер конструкции Б.Н.Шереметева по схеме представлял из себя подкосный моноплан-парасоль с гондолой и пространственной хвостовой фермой из стальных труб с двойным вертикальным оперением. Кили были жестко связаны прямоугольным стабилизатором, к которому крепился руль с хордой постоянной ширины. Планер был построен в 1931 году в Москве в большой спешке.

Крыло, разделяющееся на две части, имело промоугольную форму между подкосами и трапециевидные консоли с закругленными законцовками. Лонжеронов — два, простой коробчатой конструкции. Носок был обшит фанерой до переднего лонжерона. Между лонжеронами и усиленными нервюрами сверху и снизу были установленны диагональные рейки, работающие на растяжение при кручении крыла. Крыло было подкреплено двумя парами подкосов, расширяющихся книзу и крепящихся к нижней балке гондолы.
Гондола планера Ш-3 представляла собой плоскую ферму с неработающей обтекаемой обшивкой. Нижняя балка рамы имела выступающий вперед конец, на котором располагалась посадочная лыжа, амортизированная резиновыми кольцами, поставленными на ребро.

Планер был перетяжелен и имел избыток прочности. Проведенные в Крыму полеты указали на заднюю центровку. В 1932 году к VIII ВПС планер был капитально отремонтирован: крыло и оперение были изготовлены заново. Для исправления центровки переднее сидение было приспособлено для двух пассажиров и планер из двухместного превратился в трехместный. Пилот располагался в задней кабине и для его посадки была сделана боковая дверца.

ЛТХ:

Длина, м: 7,45
Размах крыла, м: 16,1
Площадь крыла, м2: 23,1
Удельная нагрузка, кг/м2: 18,4
Удлинение: 14,2
Профиль крыла: Г-533
Масса, кг: 265.

1.Планер Ш-3.

Планер Ш-3.

Ш-3. Схема.

Вот как вспоминает об этом планере О.К.Антонов в своей книге «На крыльях из дерева и полотна»:
«Борис Николаевич совсем приуныл: наступил ноябрь, работа школы подходила к концу, последние курсанты сдавали экзамены на звание инструктора, погода становилась всё хуже, моросящие дожди сменялись туманами, а его новое детище — учебный планёр Ш-3 — так и не побывал в воздухе. Правда, «учебным» его можно было назвать только условно. Задавшись целью создать предельно лёгкий двухместный планёр, Борис Николаевич перестарался. Получился такой корабль, что передвинуть его с одного места на другое без помощи пары добрых коней представляло серьёзную задачу. Лётчик Васянин, безуспешно пытавшийся поднять это внушительное сооружение в воздух на небольшой складке горы, у подножья Коклюка, выжидал более сильного ветра. Но ветер то дул вдоль склона, то стихал совсем, то была плохая видимость, и первый полёт всё откладывался и откладывался. Становилось ясным, что испытания придётся перенести на будущий год. Васянин уехал, собирался в дорогу и Борис Николаевич. Лагерь пустел. Осталась только не-большая группа планеристов во главе с Жорой Журавлёвым, начальник школы — душа всего коллектива, неутомимый А.А.Сеньков и я — начальник техчасти школы.
Наконец, когда серое свинцовое небо, ветер с дождём и густая грязь, прилипавшая к обуви вместе с травой так, что ноги становились похожими на огромные грачиные гнёзда, довели нас до мрачного исступления, вдруг посветлело. Тоскливые, набухшие белёсою влагою облачные валы приподнялись, стали прозрачнее, и после нескольких пробных порывов задул ровный северный ветер мет ров 6-7 в секунду. Мы с Журавлёвым стояли около мокрого, насупившегося Ш-3. Жора посмотрел на подобревшее небо, на планёр, скользнул взглядом вдоль северного склона и, наконец, весело и хитро улыбнувшись, взглянул мне в глаза. Как начальник техчасти, путёвку планерам в воздух давал я. Правда, не было конструктора — хозяина планёра, он только что покинул лагерь, — не было лётчика-испытателя Васянина, следовало бы и испросить разрешения и у начальника школы, но… Но истекали последние часы нашего пребывания на Горе, ветер мог к любую минуту измениться, а Ш-3 оставался неиспытанным. М-да…
— Полетели? — спросил меня Жора. Не ожидая команды и понимая неё с полуслова, как стайка воробьев, налетели на планёр оставшиеся ещё на Горе планеристы. Тяжёлая машина в их руках на диво легко скользит по грязи и камням к краю северного склона. Быстро разворачивается невесть откуда взявшийся амортизатор. Жора занимает место на втором сиденье под крылом, я — перед ним.
— Натягивай!
Под действием растянутого в четыре конца амортизатора тяжёлый Ш-3 резво прыгает в воздух. Как же он летает? Какова его устойчивость, управляемость? Хватает ли рулей, элеронов? На десятки подобных вопросов в первые же секунды полёта планёр даёт ясный, недвусмысленный ответ. Да, рулей и элеронов хватает. Да, планёр устойчив, послушен. Жора легко и уверенно вводит его в разворот, и мы летим на хорошей скорости вдоль склона. Высота быстро растёт. Вот уже пятьдесят, вот уже около ста метров над склоном. На душе весело и хорошо. Казавшийся на земле тяжёлым и неуклюжим, в воздухе Ш-3 спокойно и уверенно несётся вперёд, мягко реагируя на малейшие движения опытного пилота. Внизу лагерь, выгиб потемневшего от сырости склона. Энергичный разворот, и снова вперёд…
Жора уже явно прочувствовал машину и летает всё смелее и смелее. Сверху хорошо видна дорога на Феодосию, вьющаяся по хребту Горы. По дороге медленно движется запряжённая лошадью телега. Вот она останавливается. Высокий человек с медленными, осторожными движениями сходит на дорогу. Лицо человека поднято кверху. Оно всё время обращено к планёру, как подсолнух к солнцу.
Ну, конечно, это Борис Николаевич, конструктор планёра! Вот так сюрприз приготовили мы ему в последнюю минуту отъезда! Жора покачивает крыльями и лихо разворачивается, чтобы порадовать конструкторское сердце. Сгущаются ранние сумерки. Пора идти на посадку. Журавлёв даёт себя снести к ангарам. У ангаров планёр попадает в «мёртвую зону» и, неожиданно быстро потеряв последние метры высоты и не закончив полностью разворота, грубовато, со сносом садится у большой палатки лагеря. Сбегаются ребята. Шагает с воинственным видом начальник школы Сеньков, как. всегда в очках и обмотках времен гражданской войны.
— По выговору бы вам обоим дать! Что за безобразие! Кто разрешил испытывать планёр?.. Лыжу-то не повредили? Но в общем здорово! И как это вас угораздило? Тоже мне тихони…»

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
О.К.Антонов. На крыльях из дерева и полотна.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.
Сборник под редакцией С.И.Стоклицкого — VIII Всесоюзный слет планеристов.