Гидропланер Г-12.

Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.

Созданию гидропланера Г-12 способствовало то обстоятельство, что многие российские города, расположенные на Волге, Каме, Оке и других больших реках имеют хорошие гористые склоны, удобные для проведения учебных полетов на планерах. Одновременно считалось, что осуществление парящих полетов в этих районах небезопасно, если только не использовать для посадки водную поверхность.

Для изучения возможности взлета и посадки на воду В.К.Грибовский в 1933 году построил первый в СССР гидропланер — Г-12.

По схеме Г-12 — однореданная летающая лодка-высокоплан со свободнонесущим крылом с двумя подкрыльевыми поплавками. Конструкция лодки с прямыми бортами и закругленным верхом была набрана из 19 шпангоутов, килевой балки и пяти стрингеров. Водонепроницаемый реданный шпангоут и первый шпангоут перед ним были усилены и сверху развиты в лонжероны центроплана. Нижние стрингеры от редана до носовой бобышки образовывали скулы днища. Лодка была обшита 1,5-3,0 мм фанерой, посаженной на козеине и оцинкованных гвоздях, склеена полотном на эмалите, снаружи покрашена эмалитом с алюминиевым порошком, а изнутри — масляным лаком.

Снаружи обшивки по килевой балке шел ясеневый полоз, служивший для посадки на сушу. Хвостовая часть лодки переходила в киль и узкий стабилизатор, подпертый снизу короткими подкосами.

Конструкция крыла была образована двумя лонжеронами коробчатого типа, связанными между собой легкими нервюрами. Крыло было обшито 1,5 и 1,0 мм фанерой, образуя в целом подобие кессона, хорошо сопротивляющегося скручивающим усилиям. Поверху крыло было обтянуто полотном. Легкосъемные поплавки крепились к крылу на обтекаемом пилоне и двух подкосах.

Планер имел целиком серебристую окраску. На IX Всесоюзном планерном слете он получил номер «52» черного цвета, нанесенный с обеих сторон руля направления. После прохождения стандартных испытаний Г-12 совершил перелет с горы Узун-Сырт в Голубой залив Коктебеля с посадкой на воду, где были проведены опыты по взлету с воды. Буксировка тихоходным катером, а затем самолетом-амфибией Ш-2 не дала положительных результатов, так как при погружении одного из боковых поплавков в волну планер получал большое рысканье и терял скорость. В конечном результате опыты прекратили и далее Г-12 летал только в «сухопутном» варианте.

ЛТХ:

Модификация: Г-12
Длина, м: 6,50
Высота, м: 1,45
Размах крыла, м: 15,2
Площадь крыла, м: 15,4
Удельная нагрузка, кг/м2: 15,4
Профиль крыла: Р-II
Масса, кг : 157
Экипаж: 1.

1.Гидропланер Г-12 Алкснис 1933 г.

Гидропланер Г-12 «Алкснис». 1933 г.

2.Г-12 СССР 1933 г.

Гидропланер Г-12 «Алкснис». 1933 г.

Гидропланер Г-12 на испытаниях в Коктебельской бухте. Август 1933 г.

Гидропланер Г-12 на испытаниях в Коктебельской бухте. Август 1933 г.

3.Каркас фюзеляжа планера Г-12. Схема.

Каркас фюзеляжа гидропланера Г-12. Схема.

4.Г-12. Схема

Г-12. Схема.

.

.

Список источников:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.