Планер МАК-12.
Разработчик: М.А.Кузаков
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.
Двухместный учебно-тренировочный планер-паритель конструкции М.А.Кузакова был построен в 1937 году на Планерном заводе. Планер МАК-12 был способен взлетать как посредством автостарта, так и буксироваться за самолетом и выполнять все фигуры высшего пилотажа, что обеспечивалось большим запасом прочности.
По схеме МАК-12 — летающее крыло-короткохвостка. Он состоял из сильно развитого центроплана, подвешенной к нему граненой кабины-гондолы и отъемных консолей крыла обратной стреловидности.
Рули высоты крепились к задней кромке центроплана на трех шарнирах каждый, а руль направления — к центральной нервюре, которая у задней кромки переходила в небольшой киль.
Конструкция центроплана состояла из одного ферменного лонжерона, на который были надеты нервюры. Носок центроплана был обшит 2-мм фанерой и подкреплен толстым носовым стрингером.
Кабина состояла из основной фермы, выполненной вместе с лыжей, на которую надевались легкие шпангоуты. Снаружи каркас был обшит 1,5-мм фанерой. Кабины пилотов располагались одна за другой. Сиденье заднего пилота было несколько приподнято, что обеспечивало хороший обзор. Передняя кабина была оборудована всеми необходимыми приборами. В задней кабине приборов не было, но ее пилот вполне удовлетворительно мог видеть приборную доску передней кабины.
Консоли крыла, образующие его прямоугольную часть, были собраны на основе одного коробчатого лонжерона. К корню хорда крыла резко увеличивалась. Профиль консоли — Р-III. Носок консоли крыла был обшит фанерой и подкреплен стрингером. Крепление консоли к центроплану осуществлялось в трех точках: в двух — на главном лонжероне и одна соединяла носовые стрингеры консоли и центроплана. Для крепления элерона имелся добавочный лонжерон.
Планер был обтянут полотном и окрашен аэролаком голубого цвета.
При минимальных размерах планер имел неплохие летные качества и самую малую массу из всех существовавших, на тот момент, двухместных пилотажных планеров.
ЛТХ:
Длина, м: 5,7
Размах крыла, м: 13,3
Площадь крыла, м2: 22,5
Удельная нагрузка, кг/м2: 15,0
Удлинение: 7,9
Профиль крыла: Р-
Масса, кг: 180
Макс. аэродинамическое качество: 18
Мин. скорость снижения, м/с: 1,4.
Планер МАК-12.
МАК-12. Схема.
.
.
Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.