Планер МАК-12.

Разработчик: М.А.Кузаков
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.

Двухместный учебно-тренировочный планер-паритель конструкции М.А.Кузакова был построен в 1937 году на Планерном заводе. Планер МАК-12 был способен взлетать как посредством автостарта, так и буксироваться за самолетом и выполнять все фигуры высшего пилотажа, что обеспечивалось большим запасом прочности.

По схеме МАК-12 — летающее крыло-короткохвостка. Он состоял из сильно развитого центроплана, подвешенной к нему граненой кабины-гондолы и отъемных консолей крыла обратной стреловидности.

Рули высоты крепились к задней кромке центроплана на трех шарнирах каждый, а руль направления — к центральной нервюре, которая у задней кромки переходила в небольшой киль.

Конструкция центроплана состояла из одного ферменного лонжерона, на который были надеты нервюры. Носок центроплана был обшит 2-мм фанерой и подкреплен толстым носовым стрингером.

Кабина состояла из основной фермы, выполненной вместе с лыжей, на которую надевались легкие шпангоуты. Снаружи каркас был обшит 1,5-мм фанерой. Кабины пилотов располагались одна за другой. Сиденье заднего пилота было несколько приподнято, что обеспечивало хороший обзор. Передняя кабина была оборудована всеми необходимыми приборами. В задней кабине приборов не было, но ее пилот вполне удовлетворительно мог видеть приборную доску передней кабины.

Консоли крыла, образующие его прямоугольную часть, были собраны на основе одного коробчатого лонжерона. К корню хорда крыла резко увеличивалась. Профиль консоли — Р-III. Носок консоли крыла был обшит фанерой и подкреплен стрингером. Крепление консоли к центроплану осуществлялось в трех точках: в двух — на главном лонжероне и одна соединяла носовые стрингеры консоли и центроплана. Для крепления элерона имелся добавочный лонжерон.
Планер был обтянут полотном и окрашен аэролаком голубого цвета.

При минимальных размерах планер имел неплохие летные качества и самую малую массу из всех существовавших, на тот момент, двухместных пилотажных планеров.

ЛТХ:

Длина, м: 5,7
Размах крыла, м: 13,3
Площадь крыла, м2: 22,5
Удельная нагрузка, кг/м2: 15,0
Удлинение: 7,9
Профиль крыла: Р-
Масса, кг: 180
Макс. аэродинамическое качество: 18
Мин. скорость снижения, м/с: 1,4.

Планер МАК-12. Схема

МАК-12. Схема.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.