Планер-орнитоптер БИЧ-18.
Разработчик: Черановский
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.
В 1921-м, в 1934-м и 1935-м годах Б.И.Черановский проводил опыты по полётам на орнитоптерах-планёрах. В 1936-1937 годах при поддержке ОСОАВИАХИМа Черановским был спроектирован и построен планер-орнитоптер БИЧ-18. Планер был выполнен в виде биплана, что по замыслу конструктора при маховых движениях крыльев должно было препятствовать колебаниям фюзеляжа. Крепление крыльев к фюзеляжу осуществлялось с помощью специальных шарниров, верхние крылья были снабжены элеронами.
Оба крыла подвижные, допускающие взмахи при помощи привода от ножных педалей. Хвостовое оперение обычное. Все управление рулями и элеронами сосредоточено в ручке управления. Планер очень легкой, ажурной «геодезической» конструкции. Программа испытаний была разработана комиссией под руководством инженера М.К.Тихонравова.
Размах крыла планера-орнитоптера БИЧ-18 — 7,0 м, удлинение при горизонтальном положении крыльев — 7, их площадь — 8 м2 (площади верхних и нижних крыльев равны). Нагрузка на несущую поверхность — 13 кг/м2. Масса конструкции — 72 кг, полетная — 130 кг.
Рулевые поверхности БИЧ-18 классической схемы, управление осуществлялось с помощью ручки со штурвалом. Крылья приводились в движение посредством тяг при действии пилота на подвесные педали.
Испытывался БИЧ-18 по специально разработанной программе, предусматривавшей испытания его сначала как планера, а затем как орнитоптера.
Журнал «Самолет», № 9 за 1937 год сообщал, что 10 августа текущего года были проведены первые полеты планера-орнитоптера БИЧ-18 конструкции Б.И.Черановского. В процессе испытаний пилот Пищучев совершил четыре пробных полета на аэродроме в подмосковном поселке Тайнинка. Запуск производился при помощи резинового амортизатора на высоту 7-10 м. Первые два планирующих полета без взмахов нижнего крыла орнитоптер совершил на расстояние 120-130 м. В четвертом полете пилот сделал 6 взмахов и пролетел 430 м на высоте 7-10 м. Всего было совершено около 150 полетов. Заметно было небольшое увеличение дальности полета при взмахах крыльев.
Последующие исследования БИЧ-18 при помощи дыма показали, что толстые несущие крылья планера не создавали пропеллирующего эффекта, т.е. не создавали тяги. Черановский считал, что динамическая крутка в полете будет обеспечена деформацией крыла, однако на практике этого не произошло. Поэтому позднее были спроектированы и построены «гибкие» крылья такой же формы и площади. При первом испытании эти крылья шумно завибрировали, налицо были все признаки флаттера без появления подъемной силы. Поэтому были забракованы и эти крылья.
ЛТХ:
Модификация: БИЧ-18
Размах крыла, м: 7,0
Длина, м: —
Относительное удлинение: 7
Площадь крыла, м2: 8,00
Масса, кг
-пустого: 78-80
-полетная: 130
Макс. аэродинамическое качество: 18
Экипаж, чел: 1.
Планер-орнитоптер БИЧ-18.
Планер-орнитоптер БИЧ-18.
Б.И.Черановский у планера-орнитоптера БИЧ-18.
Планер-орнитоптер БИЧ-18 в полете.
БИЧ-18. Рисунок.
БИЧ-18. Схема.
.
.
Список источников:
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Журнал «Авиация и космонавтика» № 04 за 2016 г. Михаил Маслов. Б.И.Черановский и его «параболы».