Планер П-5 «Буревестник».

Разработчик: В.П.Невдачин
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.

Одноместный рекордный планер П-5 «Буревестник», конструкции бывшего военного летчика-инженера Вячеслава Павловича Невдачина, был рассчитан на большие скорости полета и первоначально предназначался одному из лучших русских летчиков для участия в предполагавшихся международных соревнованиях в Роне (Германия — прим. редактора). Планер построен на Тверском заводе «Промвоздух» в 1923 году.

Планер представлял собой хорошо обтекаемый свободнонесущий моноплан самолетной схемы с низко расположенным крылом. Основу конструкции фюзеляжа составлял силовой узел, названный центральной клеткой, на которой располагалось сиденье летчика и к которой крепились крылья и шасси. Форма сечения фюзеляжа напоминала пятиугольную пирамиду, верхняя грань которой переходила в киль. Масса фюзеляжа без рулей и шасси была равна 18 кг.

Основу конструкции крыла составляли два близко расположенных лонжерона, соединенных косыми рапорками в жесткую ферму. На лонжероны были надеты решетчатые нервюры. Лобовая часть крыла была образована согнутой в желоб 2-мм фанерой, сшитой для прочности в открытом месте сечения тонким шпагатом. Задняя кромка была образована также шпагатом, натянутым вдоль концов нервюр. В качестве профиля крыла применялась несколько видоизмененная дужка Прандтль-426. Масса каждой консоли крыла в полностью собранном виде составляла 17,5 кг.

Управление планером осуществлялось с помощью ручки и педалей. Руль высоты был связан с ручкой посредством жесткой деревянной тяги коробчатого сечения. Для управления элеронами была применена комбинированная (железные тяги и трос) связь. Педали связывались с рулями направления посредством тросового соединения.

Шасси изготовлялось из ясеневой гнутой профилированной доски, на концах которой посредством металлических накладок были закреплены цапфы из стальной трубы. Колеса деревянной конструкции, ободы обшиты толстой кожей, масса шасси в сборе — 5 кг.

Планер «Буревестник» был обтянут легким перкалем и покрыт одним слоем чистого эмалита и двумя слоями эмалита с алюминиевым порошком. При обтяжке полотно пришивалось к каждой нервюре вокруг каждой полки особым образом, без продевания нити через всю толщу крыла.

Планер «Буревестник» был создан по неустойчивой схеме: центр тяжести пустого планера был расположен позади центра давления. Так как сидение пилота было расположено несколько впереди центра тяжести, то в полетном варианте устойчивость планера была близка к нейтральной. Вероятно этим следует объяснить поломку планера пилотируемого пилотом Юнгмейстером, когда планер при посадке перевернулся на спину.

На состязаниях в Коктебеле «Буревестник» стал одним из лучших, на нем выполнялись выдающиеся по тем временам полеты. В 1924 году его конструкция была повторена с небольшими изменениями смоленским кружком в планере «Смоленец» и краснодарцами в планере «Беркут». Впоследствии конструктор переработал конструкцию планера на авиетку.

ЛТХ:

Длина, м: 4,9
Высота, м: 1,5
Размах крыла, м2: 10,7
Площадь крыла, м2: 15
Удлинение: 7,6
Профиль крыла: Прандтль-426.

Инженер Вячеслав Павлович Невдачина у своего планера П-5 «Буревестник».

Погрузка на тележку — можару планера П-5 «Буревестник» для доставки к линии старта. Второй справа — конструктор.

2.Планер П-5 Буревестник на выставке. 1924 г.

Планер П-5 «Буревестник» на выставке. 1924 г.

Планер П-5 без обшивки.

П-5 «Буревестник». Схема.

5.П-5 Буревестник. Схема 3.

П-5 «Буревестник». Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
В.П.Невдачин. «Буревестник», Изд. Осоавиахима, СССР, 1929 г.
Журнал «Самолет» № 1 за 1923 г. К первым русским планерным испытаниям.
Журнал «Самолет» № 4, 1924 г. Невдачин. Планер «Буревестник» и его конструкция.