Планер Ш-10.
Разработчик: Б.Н.Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.
Взамен устаревшего планера Ш-5 Планерный завод с 1937 года изготовляет новые планеры того же назначения, называющиеся Ш-10. Планер Ш-10 не является переделкой строящихся на заводе планеров и имеет мало общих с ними деталей. В данном случае завод пошел по пути создания конструкции на основе новой техники с учетом требований новой методики обучения полетам, опыта эксплуатации и открывшихся перспектив использования двухместных планеров.
Назначение планера — подготовка планеристов-буксировщиков и парителей, приведение контрольных и экзаменационных полетов, а также тренировка пилотов, уже летающих на самолете. Обучение производится вывозным методом с выполнением фигур высшего пилотажа. Планер предназначен для парения, главным образом, на термических восходящих потоках в любой метеорологической обстановке. Планер буксируется самолетом У-2 и допускает буксировку самолетом Р-5. В 1937 году было выпущено 40 планеров Ш-10.
Крыло в плане имеет стреловидность вперед аналогично крыльям планеров ЦАГИ-2 и КИМ-2. Эта особенность крыла дает возможность поместить обоих пилотов впереди крыла, обеспечивает хороший обзор во все стороны и облегчает посадку в каждую кабину. В средней части крыло с постоянной хордой, концы трапециевидные. Конструкция крыла — однолонжеронная с коротким косым лонжероном и дополнительным лонжероном для подвески элерона. Лобовая часть вместе с косым лонжероном обшита переклейкой толщиной от 2,5 до 1,5 мм, образуя жесткую D-образную трубу, работающую на кручение. Место соединения косого лонжерона с основным, а также места соединения листов обшивки усилены накладками из 1-мм переклепки.
В лобовой части проложены четыре стрингера сечением 8 х 12 мм. Основной лонжерон — коробчатый. До половины своей длины он имеет постоянное сечение 70 х 215 мм. Толщины полок в месте крепления подкоса: 50 х 66 мм верхней и 23 х 66 мм нижней полки. Стенки из переклейки от 2 до 1 мм.
Нервюры состоят из двух частей — носков и хвостиков. Такое деление дает возможность увеличить высоту лонжерона и обеспечивает хорошую склейку полок лонжерона с обшивкой лобовой части крыла.
Все металлические части крыла монтируются заранее на лонжеронах до сборки крыла. Сборка производится в вертикальном положении в следующем порядке: сначала к основному лонжерону крепятся носки через каждые 150 мм и соединяются врезанными в них стрингерами, а затем обшивается лобовая часть. К получающейся таким образом D-образной трубе крепятся кницами хвостовые части нервюр (через 300 мм), косой и дополнительный лонжероны и остальные деревянные детали. Крыло имеет два подкоса каплевидного сечения из стальных труб 74 х 32 х 1,5.
Элероны подвешены на трех шарнирных болтах каждый. Форма элерона в плане прямоугольная, все нервюры одинаковы.
Фюзеляж шестигранный с пилоном для крыла. Преимуществами такой формы фюзеляжа являются: удобство размещения пилотов и управления (особенно ножного), простота конструкции и легкость ремонта. Этими преимуществами искупаются некоторые недостатки, мало существенные для планера данной схемы и назначения, а именно — небольшое ухудшение аэродинамики и некоторое увеличение веса.
Фюзеляж соединяется с крылом четырьмя болтами на пилоне, Двумя подкосами и двумя лобовыми ленточными расчалками, идущими от носовой части фюзеляжа к верхним креплениям подкосов. Назначение расчалок — воспринимать боковые усилия, возникающие от рывков троса при буксировке, к предохранять носовую часть фюзеляжа при
посадке со сносом.
Набор фюзеляжа состоит из лыжного бруса и 18 шпангоутов, связанных шестью стрингерами сечением: боковые 15 х 20 мм, верхние и нижние 15 х 25 мм.
Лыжный брус передней части фюзеляжа несет на себе вал ручного управления и буксирное приспособление. К нему крепится полоз лыжи для зимних полетов. Киль и стабилизатор составляют с фюзеляжем одно целое. Шпангоуты набираются из реек сечением 10 х 10 мм с кницами; силовые шпангоуты — коробчатые из брусков сечением 15 х 20 мм. Все металлические детали монтируются на лыжный брус и шпангоуты до сборки фюзеляжа на стапеле.
Фюзеляж обшивается 2- и 1,5-мм переклейкой и оклеивается полотном на аэролаке. Все части фюзеляжа легко доступны для осмотра, и ухода. Части пола и сидения снимаются.
Кабины снабжены большими козырьками; задний из них складной для удобства посадки в кабину. Спинки сидений — из брезента со шнуровкой. Борта кабин имеют мягкую окантовку.
Расположение приборов стандартное. В передней кабине имеются: указатель скорости, указатель поворотов, высотомер и вариометр. На доске задней кабины те же приборы, за исключением вариометра.
Управление — тросовое на роликах. Ручки управления съемные, педали широко расставлены.
Планер имеет съемное шасси из стальных труб с баллонами 125 х 300 мм низкого давления. Зимой при снятом шасси взлет и посадка производятся на лыжу. Костыль снабжен шнуровой амортизацией. Колея шасси равна 940 мм; это обеспечивает возможность взлета и посадки при минимальном сопровождении планера.
Руль направления и руль высоты — обычной конструкции, подвешены каждый на трех шарнирных болтах к килю и стабилизатору.
ЛТХ:
Размах, м: 14,710
Длина, м: 6,643
Высота (на колесах), м: 1,760
Площадь крыльев, м2: 17,46
Удлинение: 12,38
Нагрузка на крыло, кг/м2: 23,8
Профиль крыла: Р-III
Масса, кг: 210
Макс. аэродинамическое качество: 17
Мин. скорость снижения, м/с: 1,05.
Ш-10. Схема.
.
.
Список источников:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.