Десантный планер КАИ-5 «Сокол».

Разработчик: Г.Н.Воробьев
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.

Планер КАИ-5 «Сокол» получил вторую премию в конкурсе 1940 года. Планер был построен в Казани в 1941 году. Отсюда, по-видимому, и обозначение КАИ — Казанский авиационный институт. Документация на планеры «Сокол» и «Орел» была утеряна во время эвакуации и последующих переездов завода, поэтому описания составлены на основании фотографии и воспоминаний конструкторов.

Специалисты института помогали головным серийным заводам во внедрении в производство и эксплуатацию новых улучшенных образцов самолетов, двигателей и оборудования. Кроме того, испытывались боевые планеры отечественного производства, иностранные самолеты, получаемые по лендлизу, и трофейные машины немецкого производства. В течение войны были проведены испытания более 500 самолетов и планеров, обеспечено методическое руководство испытаниями самолетов в ОКБ и на серийных заводах. Во время войны часть подразделений института были эвакуированы в Казань и Новосибирск, где на их базе были созданы его Казанский и Новосибирский филиалы.

«Сокол» предназначался для транспортирования 1 пилота и 4 десантников. Это был свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла. Крыло имело большой размах (20 м) и значительное удлинение — 16. Это в сочетании с небольшой нагрузкой на крыло (48 кг/м2) обеспечивало планеру большое аэродинамическое качество — 20 единиц. В конструкции явно прослеживалось влияние спортивных планеров-парителей, строившихся в то время. Крыло состояло из небольшого центроплана, к внешним силовым нервюрам которого крепились основные стойки шасси и внешние отъемные части крыла, установленные под небольшим углом поперечного «V». Крыло не имело механизации, если не считать элеронов.

Оперение — классическое, с одним килем. Рули и элероны имели аэродинамическую и весовую компенсации, причем груз для руля направления крепился сверху киля на длинном, заметном кронштейне. Шасси — колесное, с хвостовым колесом. На построенном планере шасси не убиралось, а в дальнейшем основные стойки хотели сделать отклоняемыми назад, чтобы выполнять посадку на две лыжи. Лыжи также думали установить на серийных экземплярах. Одну лыжу думали установить в носу и сделать убираемой во время взлета, а основную, стационарную, лыжу установить под центропланом. Фюзеляж полумонококовой конструкции имел овальное поперечное сечение. Обшивка была, повидимому, фанерной. В носу оборудовалась пилотская кабина, прикрытая большим фонарем, обеспечивающим хороший обзор.

Перед лобовым стеклом кабины пилота устанавливалась высокая стойка, на которой крепилась трубка ПВД. Грузовая кабина находилась над центропланом. Четыре десантника, по-видимому, сидели на общем сиденье, в положении «верхом». Такая же схема была принята на немецком планере DFS-230. Десантники закрывались одним общим фонарем, который на земле откидывался в сторону, для проведения погрузки-выгрузки. В задней части фонаря имелось место для установки
шкворневой пулеметной установки. В днище фюзеляжа, за центропланом, имелся крупный люк, через который десантники с парашютами могли покинуть планер в воздухе. Решение спорное, но таким было требование ВВС к планерам в то время.

В мае 1941 года начались летные испытания КАИ-5 «Сокол», которые выполняли пилоты И.И.Шелест и Л.В.Чистяков. Планер имел изящный вид и летал хорошо. Однако в серию его не передавали — предпочтение было отдано более вместительным планерам О.К.Антонова и В.К.Грибовского. В дальнейшем планер «Сокол» использовался для проведения исследований по определению особенностей буксировки десантных планеров и для определения требований к десантным планерам, особенно по устойчивости и управляемости.

Целью летных испытаний, проведенных летом 1942 года, было проверить расчеты буксировки десантных планеров и замерить данные, необходимые для дальнейших исследований проблемы. В результате полетов планера «Сокол» за самолетами СБ были получены летные характеристики планерного поезда и экспериментальные данные для расчета взлетов, поляра планера в свободном полете, натяжение буксировочного троса при различных условиях полета, определены характеристики устойчивости и управляемости планера.

ЛТХ:

Модификация: КАИ-5 «Сокол»
Размах крыла, м: 20,00
Длина, м: 9,05
Высота, м: 2,95
Площадь крыла, м: 25,00
Масса, кг
-пустого: 575*
-взлетная: 1150*
Макс. скорость буксировки, км/ч: до 300
Экипаж, пилоты + десантники: 1+4
Макс. аэродинамическое качество: 20
* Данные ориентировочные.

1.Пятиместный десантный планер СОКОЛ-1.

Десантный планер КАИ-5 «Сокол».

Планер КАИ-5. Схема.

.

.

Список источников:
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»