Экспериментальные планеры «Дископлан-1, -2».
Разработчик: Суханов
Страна: СССР
Первый полет: 1950 г.
Высоко в небе, на фоне мощного кучевого облака, появился странный предмет. Из-за большой высоты трудно было судить о его размерах. Но форма его, несомненно, была круглой, поверхность отсвечивала красноватыми бликами. «Незнакомец» медленно плыл по краю облака. Внезапно он круто наклонился вперед и с нарастающей скоростью понесся к земле. Прошло пять секунд… Десять… Пятнадцать… Стремительное падение продолжалось. И вдруг, когда до земли оставалось не более километра, невидимая сила подбросила таинственный аппарат и закружила его в вихре акробатических фигур…
Что это? Очередная «летающая тарелка»?
…Если скоростной спортивный самолет имеет крыло малого относительного удлинения, то вопрос динамической устойчивости и управляемости приобретает особую роль. По существу, от этого зависит успех летной эксплуатации. Обеспечение безопасности при взлете и посадке становится одной из главных и наиболее сложных задач.
Изучение необходимых характеристик на готовой машине всегда связано с риском и обходится дорого. Но ведь те же характеристики можно получить и другим путем — в полете на безмоторном летательном аппарате. Другими словами, на планере, который представлял бы собой прототип будущего самолета. Такой метод, более дешевый и безопасный, неоднократно и не без успеха применялся в авиации. Используется и в настоящее время за рубежом, когда разрабатываются авиационные конструкции необычных аэродинамических схем.
С этой целью и был создан экспериментальный планер «Дископлан-1». Его автор Миньон Васильевич Суханов. С именем М.В.Суханова связывают разработку нескольких дископодобных аппаратов. Окончив во второй половине 30-х годов Московский авиационный институт, он долгое время работал в ЦАГИ. Еще в студенческие годы он принимал участие в разработке и постройке планера-дископлана. Этот планер имел крыло диаметром 3,9 м, длину — 5,3 м, высоту — 2,0 м. В 1950 г. под руководством Суханова группой новосибирских конструкторов был разработан и построен планер «Дископлан-1». Планер имел размах крыла 3,5 м, площадь крыла — 10 м2, полетный вес — 230 кг; максимальное аэродинамическое качество — Кmax=7. Летные испытания этого планера, показавшего хорошие аэродинамические и эксплуатационные характеристики при малых скоростях полета, и наблюдали очевидцы в Подмосковье в 1957 году.
А теперь два слова о картине, с которой мы начали. В ней не было ничего загадочного. Мастер планерного спорта СССР Владимир Иванов проводил испытания дископлана на высший пилотаж. Что же показали испытания?
Прежде всего обнаружилось основное отличительное свойство круглого крыла — плавное обтекание его воздушным потоком, которое не прекращается даже при очень больших углах атаки, достигающих а = 45°. Причем подъемная сила крыла непрерывно растет. Можно напомнить, что у обычного крыла большого размаха критический угол атаки имеет всего лишь величину а = 14-16°. Отсюда очень важная особенность дископлана: ни при каких условиях полета он не срывается в штопор.
При выходе на максимальные углы атаки возможно лишь крутое, исключительно устойчивое парашютирование. Интересно, что этот режим наиболее безопасен. Тогда как у планеров с обычными крыльями парашютирование особенно рискованно с точки зрения возможного срыва в штопор.
Во время летных испытаний было также установлено, что планер обладает хорошей динамической устойчивостью и управляемостью на всех режимах. Малый же момент инерции крыла и мощное хвостовое оперение обеспечивают ему особо высокую маневренность. По выполнению фигур высшего пилотажа и запасу прочности «Дископлан-1» определен как спортивно-тренировочный акробатический планер. Он может быть использован для повышения мастерства спортсменов-планеристов, которые специализируются в полетах на высший пилотаж.
В 1960 году Суханов создает «Дископлан-2» с диаметром крыла 4,9 м, который был построен в НПО им. Лавочкина. Только в 1962 году «Дископлан-2» вышел на старт испытаний. Круглое крыло его спроектировано и построено совсем без лонжеронов и нервюр. Каркас крыла сделан в виде огромного велосипедного колеса, обод и центральная втулка которого расчалены стальной рояльной проволокой d=0,2 мм. Двухслойная перкалевая обшивка в соединении с проволочной сеткой образует основу би-конусного профиля крыла. Острые дюралевые носки по окружности обода улучшают аэродинамику и устойчивость планера, придавая профилю крыла законченный сверхзвуковой вид. Диаметр крыла — 5 м, несущая площадь — 20 м2, полетный вес — 240 кг. Удельная нагрузка на крыло минимальная — 12 кг/м2. Управление осуществляется рулем поворота и элевонами, выполняющими функции элеронов и руля высоты.
Новый планер обнаружил интересную способность — так называемый эффект «воздушной подушки». Планируя с высоты на посадку, пилот ощущает, что дископлан как бы садится на «подушку» и автоматически стабилизируется в поперечном и продольном направлениях. После этого аппарат может лететь уже без вмешательства пилота в управление. Причем нельзя заставить планер ускорить приземление, пока скорость полета естественным образом не погасится и эффект «подушки» не исчезнет. После этого дископлан приземлится самостоятельно — на три точки. Это важно потому, что даже возможная ошибка пилота в момент посадки не приведет к неприятным последствиям.
ЛТХ:
Модификация: Дископлан-2
Диаметр крыла, м: 5,00
Длина, м: —
Удлинение: —
Площадь крыла, м: 20,00
Масса, кг
-пустого: —
-нормальная полетная: 240
Максимальная скорость, км/ч:-
Макс. аэродинамическое качество:-
Наивыгоднейшая скорость, км/ч:-
Экипаж, чел: 1.
Планер «Дископлан-1».
Планер «Дископлан-1».
Планер «Дископлан-1». Вид сзади.
Планер «Дископлан-1».
Планер «Дископлан-1» в музее ВВС Монино.
Планер «Дископлан-1» в музее ВВС Монино.
Планер «Дископлан-1» в музее ВВС Монино.
Планер «Дископлан-1» в музее ВВС Монино.
Планер «Дископлан-1» в музее ВВС Монино.
Планер «Дископлан-1» в музее ВВС Монино.
Планер «Дископлан-2».
Планер «Дископлан-2».
Планер «Дископлан-2».
Планер «Дископлан-2» в музее ВВС Монино.
.
.
Список источников:
Бермудский треугольник. Дископланы М.Суханова.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Суханов Дископлан-1(2)».
Фотоархив сайта russianplanes.net