Экспериментальный планер МАИ-63.

Разработчик: МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1964 г.

В 1958 году студенты самолетостроительного факультета А.Кривомлин, М.Александров, Ю.Белов, А.Белосвет, В.Иринархов, С.Куриленко, Е.Мизинов, В.Новиков и другие объединились в конструкторское бюро для постройки летательных аппаратов по схеме «летающее крыло».

В СКБ работали над двумя аппаратами — планером ЛК-МАИ и небольшим самолетом ЛК-МАИ-59 по схеме, предложенной А.И.Пьецухом. Был разработан технический проект планера и сделаны макеты отдельных агрегатов, изготовлены модели для исследования предложенной схемы «летающего крыла» в аэродинамической трубе.

ЛК-МАИ состоял из центроплана малого удлинения ромбовидной формы в плане, к которому были пристыкованы консоли со стреловидностью 30°.

Достаточно большая стреловидность консолей новой схемы «летающего крыла» позволила расположить на их задних кромках рули высоты малого удлинения. Плечо горизонтального оперения получалось достаточным, и обеспечивалась балансировка аппарата даже с закрылками значительного размаха.

Вертикальное оперение отсутствовало. Путевое управление осуществлялось воздушными тормозами типа «крокодил», поперечное — элеронами с верхней осью вращения, которые при отклонении вверх работали и как тормоза. При этом, помимо необходимого поперечного момента, обеспечивался и благоприятный путевой момент в сторону создаваемого крена.

Центроплан у новой схемы «летающего крыла» имел большую хорду и обратную стреловидность по задней кромке, которая переходила в прямую стреловидность консолей.

ЛК-МАИ принадлежал к планерам стандартного класса с размахом крыла 15 м. Носовая часть крыла кессонной конструкции с пенопластовым подкреплением. Расчетная масса конструкции планера 180 кг. Эскизный проект планера защищен на технической комиссии планерной секции ЦК ДОСААФ.

Одновременно с планером спроектирован самолет идентичной аэродинамической схемы — ЛК-МАИ-59. Расчетная масса пустого самолета 250 кг, расчетное качество 17, двигатель «Вальтер-минор» с толкающим винтом. Шасси трехколесное с носовым колесом. Самолет имел складывающиеся консоли. Стыковка тяг управления осуществлялась автоматически с помощью двойных качалок, установленных в местах разъема консолей.

Конструкция планера и самолета деревянная.

Проекты ЛК-МАИ и ЛК-МАИ-59 экспонировались в 1961 году в Политехническом музее на выставке «Студенты — XXII съезду». Рабочие чертежи самолета ЛК-МАИ-59 были разработаны последующим поколением студентов (самолет МАИ-62), а дальнейшие разработки планера ЛК-МАИ получили конструктивное воплощение в планере «МАИ-63».

Аэродинамические исследования и технические проработки планера ЛК-МАИ послужили основой для проекта нового планера схемы «летающее крыло» МАИ-63. Были изготовлены продувочные модели и выполнены все необходимые расчеты.

Осенью 1962 года члены АСК МАИ, где руководителем научно-исследовательского сектора был А.И.Пьецух, приступили к разработке одноместного планера-парителя типа «летающее крыло». В 1963 году был готов проект, а в 1964 году в мастерской лаборатории кафедры конструкции и проектирования самолетов студентами построен планер МАИ-63.

Конструировали и строили планер В.Рыцарев, Г.Беспалов, О.Тищенко, Е.Волков, А.Турик, С.Турчков, В.Фатьянов, В.Васильев, В.Пушкин и другие под руководством А.И.Пьецуха.

Все слесарные и сборочные работы студенты выполняли самостоятельно. Многие из них имели рабочие квалификации, были мастерами авиамодельного спорта. Например, студент 5-го курса Ю.Широков, проектировавший центроплан-кабину, еще будучи школьником, стал чемпионом Московской области по авиамоделизму; В.Пушкин имел несколько высокоразрядных рабочих специальностей.

Расчеты на прочность планера МАИ-63 выполняли М.Столяр, О.Державин, В.Воронин, В.Кузнецов. Консультировала студентов Е.С.Войт.

МАИ-63 имел центроплан трапециевидной формы в плане и стреловидные консоли большого удлинения. Стреловидности центропана и консолей по передним кромкам были равны. В местах стыковки консолей к центроплану устанавливались аэродинамические гребни. Вертикального оперения, как и на ЛК-МАИ, не было. Элероны обычные, на консолях. Рули высоты, комбинированные с рулями поворота — расщепляющегося типа — располагались по концам крыла и были вынесены с помощью стреловидных консолей далеко назад за центр тяжести планера.

Стандартная кабина, приспособленная для полулежачего (на спине) положения летчика, закрывалась небольшим фонарем каплевидной формы.

Планер имел цельнометаллическую конструкцию и ламинарный профиль крыла. Обшивка центроплана и крыла до половины хорды дюралюминиевая. Хвостовая часть крыла и рули обтянуты полотном. Взлетно-посадочное устройство состояло из основного колеса в обтекателе, хвостового костыля и двух подкрыльевых опор с колесами малого диаметра.

Технические данные МАИ-63: размах крыла 12,6 м, площадь крыла 9 кв.м, удлинение 17,5 масса конструкции 126 кг, полетная масса 200 кг, нагрузка на несущую поверхность 22,2 кг/кв.м. Максимальное расчетное аэродинамическое качество планера 35 при скорости снижения 0,61 м/с.

Испытания МАИ-63 проводились в Алферьеве в 1964 году. Испытывал планер А.И.Пьецух. Было сделано несколько буксировочных подлетов. Из-за недостаточной жесткости крыли на кручение полеты не выполнялись. После испытаний аппарата были устранены выявленные дефекты, увеличена жесткость крыла и частично доработано шасси.

Для того чтобы в дальнейших испытаниях планер мог осуществлять автономный взлет, а также для возможности проведения испытаний на ограниченных площадках было решено установить на нем легкий поршневой двигатель с тянущим воздушным винтом. Так, в 1965 году МАИ-63 был модифицирован в мотопланер.

Над центропланом на пилоне, сваренном из стальных труб, был установлен звездообразный двигатель воздушного охлаждения ВП-760 мощностью 23 л.с. Двухтактный пятицилиндровый двигатель конструкции В.В.Полякова разрабатывался специально для мотопланеров и легких самолетов. Модификация планера получила название МАИ-63М. Испытания проводились на аэродроме аэроклуба. Двигатель работал неустойчиво. Были подлеты и пробежки, мотопланер не летал.

ЛТХ:

Модификация: МАИ-63
Размах крыла, м: 12,60
Длина, м:-
Удлинение: 17,5
Площадь крыла, м: 9,00
Масса, кг
-пустого: 126
-нормальная полетная: 200
Максимальная скорость, км/ч:-
Макс. аэродинамическое качество: 35
Скорость снижения, м/с: 0,68
Экипаж, чел: 1.

1.МАИ-63.

Экспериментальный планер МАИ-63.

Планер МАИ-63. Запасники музея ВВС Монино.

Планер МАИ-63. Запасники музея ВВС Монино.

Планер МАИ-63. Запасники музея ВВС Монино.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «МАИ МАИ-63».