Гидропланер БРО-16.
Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.
Гидропланер БРО-16 — одноместный биплан деревянной конструкции, предназначенный для обучения, а также показательных и тренировочных полетов. Это первая машина подобного типа, созданная в Литовской ССР под руководством известного конструктора, ветерана советского планеризма Брониса Ошкиниса.
БРО-16 выпускается серийно и является «потомком» широко распространенного школьного планера БРО-11М, от которого заимствованы верхнее крыло, хвостовое оперение, ферма и система управления. В средней части нижнего крыла размещена кабина пилота, представляющая плоскодонную лодку наборной конструкции, с обшивкой из фанеры толщиной 2 мм, оклеенной по наружной поверхности стеклотканью на эпоксидной смоле. Кабина открытая, с ветровым стеклом под приборной доской. Для облегчения взлета лодка имеет небольшое подводное крыло, расположенное на 200 мм впереди центра тяжести машины.
Крылья однолонжеронной конструкции; нижнее крыло, служащее опорой при кренах на малой скорости, а также для создания околоэкранного эффекта при взлетах и посадках, полностью обшито фанерой и поверх фанеры оклеено перкалью. По конструкции нижнее крыло аналогично верхнему, но размах его уменьшен до 5,8 м.
Профиль крыла — ЦАГИ Р-II, 14%, профиль элеронов — ЦАГИ P-III, 16%. Управление планером смешанное: на руль поворота к руль высоты — тросовое, на элероны — жесткими тягами. Верхнее крыло соединяется с нижним двумя парами профилированных подкосов, а растяжками из проволоки QBC — с носовой частью кабины и хвостовой фермой. БРО-16 поднимается в воздух на буксире за быстроходной лодкой со стационарным двигателем, позволяющим развивать скорость не менее 50 км/ч. Буксировочный фал лучше всего применять синтетический, нетонущий, длиной от 50 до 150 м. От длины фала зависит высота полета на буксире {практически она составляет около 35% от длины фала). После отцепки планер может совершить свободный полет и посадку на воду.
Как показал первый сезон эксплуатации БРО-16, планер надежен, прост в пилотировании и неизменно вызывает большой интерес у молодежи. На нем было совершено много полетов в литовском центре водно-моторных видов спорта на Каунасском море.
Продолжая начатый рижскими студентами разговор об использовании акваторий для учебных и тренировочных полетов, редакция приветствует удачный опыт постройки безмоторного аппарата, способного совершать взлет и посадку на воде. Гидропланеры, подобные БРО-16, могут быть построены не только в заводских условиях, но и на станциях юных техников и в самодеятельных коллективах.
ЛТХ:
Модификация: БРО-16
Размах крыла, м: 7,80
Длина, м: 5,24
Высота, м:
Площадь крыла, м2: 16,50
Масса, кг
-пустого: 129
-нормальная полетная: 204
Крейсерская скорость, км/ч: —
Макс. аэродинамическое качество: —
Минимальное снижение, м/с: —
Посадочная скорость, км/ч: —
Экипаж, чел: 1.
Гидропланер БРО-16.
БРО-16. Схема.
.
.
Список источников:
Моделист-Конструктор. Гидропланер БРО-16.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Ошкинис БРО-16».