Гидропланер БРО-17 «Уточка».

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.

Тихим летним вечером над акваторией Клайпедского порта появился диковинный летательный аппарат: его крылья были похожи на решетку, а пилот размещался в крошечной кабине, напоминающей коляску для мотоцикла. Это был новый гидропланер БРО-17 «Уточка», конструкции Б.Ю.Ошкиниса — последний вариант БРО-16.

» — Внешне наша «Уточка» очень напоминает БРО-16, » — говорит Б.Ошкинис. » — Однако есть в ней много новшеств. Прежде всего — щелевое крыло, примененное впервые в отечественном планеростроении. Его подъемная сила значительно больше, чем сплошного. Это позволило уменьшить размах, сэкономить вес и сделать весь планер несколько миниатюрнее. Оптимальная скорость «Уточки» из-за щелевого крыла также снизилась; таким образом, если гидропланер БРО-16 можно было буксировать только катером с мощным стационарным двигателем, то для буксировки «Уточки» вполне достаточно иметь мотолодку с подвесным мотором «Вихрь». Это, несомненно, будет способствовать более интенсивному развитию гидропланеризма. «Уточка» достаточно технологична и проста по конструкции. Строительство таких гидропланеров можно наладить не только на специализированных предприятиях, но и на станциях юных техников, и в школьных мастерских. Как показала жизнь, такую работу особенно легко и быстро осваивают авиамоделисты, ведь наш планер — это, но существу, большая летающая модель!

Я надеюсь,» — сказал в заключение Б.Ошкинис,» — что «Уточка» полюбится советским планеристам и откроет перед ними новые возможности, новые горизонты: освоение в качестве аэродромов большого количества акваторий, которыми богата не только Литва, но и другие республики нашей страны.»

Щелевое крыло конструктивно выполнено в виде трех секций с хордой 300 мм (профиль — Кларк V), собранных по однолонжеронной схеме, с заполнением легким пенопластом всей передней части от лонжерона до носка. Каждая секция снаружи оклеена одним слоем тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле, что делает ее водонепроницаемой. Секции соединяются сплошными усиленными нервюрами, а также концевой шайбой. К средней усиленной нервюре крепится металлический башмак верхнего узла подкоса, соединяющего крыло с балкой. Кабина пилота представляет собой легкую лодку с деревянным каркасом и обшивкой из фанеры толщиной 2 мм, оклеенную одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле.

Для ускорения взлета на днище лодки установлено небольшое подводное крыло с размахом 600 и хордой 120 мм, выполненное из нержавеющей стали.

Поверхность крыла как сверху, так и снизу должна быть отполирована до зеркального блеска, равно как и стойки, которыми крыло соединяется с лодкой.

Для буксировки «Уточка» имеет в носовой части лыжи замок стандартного типа, открываемый ручкой с места пилота. При наборе излишнего превышения над буксирующим катером этот замок срабатывает автоматически и отцепляет планер. Буксировка осуществляется нетонущим полипропиленовым фалом толщиной около 10 мм, выдерживающим не менее 1500 кг на разрыв; фал должен иметь на концах сварные (или точенные из стали 20) кольца, одно из которых зацепляется за крюк буксировочного замка планера, другое — за буксировочный замок на катере. Эта схема полностью соответствует применяемой спортсменами-планеристами для буксировки планеров самолетом: при аварии или угрожающей ситуации водитель катера также имеет возможность отцепить планер.

Первые буксировочные полеты должны выполняться строго против ветра, с соблюдением требований «Наставления по производству полетов» и следующих правил безопасности: пилот планера должен иметь спасательный жилет, застегнутый на все застежки; на катере-буксировщике обязательно должен находиться второй человек — сцепщик, ведущий непрерывно наблюдение за пилотом и активно помогающий водителю; во время буксировки на воде необходима дежурная вспомогательная мотолодка с медсестрой или аптечкой первой помощи, а также комплектом спасательных средств (круги, жилеты).

ЛТХ:

Модификация: БРО-17
Размах крыла, м: 7,00
Длина, м: 5,80
Высота, м: 2,60
Площадь крыла, м2: 10,50
Масса, кг
-пустого: 85
-нормальная полетная: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 40
Макс. аэродинамическое качество: —
Скорость МАК, км/ч: —
Минимальное снижение, м/с: 1,2
Посадочная скорость, км/ч: 35
Экипаж, чел: 1.

1.Гидропланер БРО-17 Уточка

Гидропланер БРО-17 «Уточка».

2.Полет БРО-17 на буксире за катером.

Полет планера БРО-17 на буксире за катером.

3.БРО-17. Схема.

БРО-17. Схема.

.

.

Список источников:
Моделист-Конструктор. Г.Малиновский. Планер взлетает с воды.
Сайт airspot.ru страница: БРО-17 (Ошкинис).