Планер БК-4 «Каунас».

Разработчик: Карвялис
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.

В 1957 году в мастерских Каунасской планерной станции была закончена постройка еще одного образца тренировочного планера-парителя конструкции Б.Карвялиса.

По схеме планер БК-4 «Каунас» является свободнонесущим высокопланом. По прочности относится к парителям первого класса II группы. Рассчитан для запуска с мотолебедки и для буксировки за самолетом. Конструкция выполнена из дерева. Склейка произведена смоляным клеем К-17. Узлы изготовлены из листовой стали марки 20, точеные детали — из стали 45.

Фюзеляж эллиптического, почти круглого сечения с фонарем, вписанным в обводы фюзеляжа. Каркас собран из 6 стрингеров и 26 шпангоутов. Обшивка фанерная, в передней части — двойная. Особенностью конструкции является устройство фонаря, выполненного из цельного листа плексигласа. Фонарь открывается от сдвигания вперед; при этом задняя часть фонаря поднимается, вращаясь на плечах рычагов, укрепленных на бортах фюзеляжа, а передняя часть скользит вперед по направляющему рельсу, расположенному по оси симметрии фонаря. Ручка аварийного сброса фонаря, помещенная на правом борту, освобождает одновременно все три крепления фонаря. Посадка пилота полулежачая. В конструкцию шпангоутов № 9 и 11 включены лонжероны центроплана со стыковыми узлами. Хвост фюзеляжа плавно переходит в киль и несет на себе несъемный стабилизатор. Фюзеляж снабжен лыжей с резиновой амортизацией, жестко установленным колесом, костылем рессорного типа и двумя буксировочными замками.

Крыло состоит из двух ‘консолей. Профиль крыла — «Геттинген 549» по всему размаху. Конструкция крыла однолонжеронная, с вспомогательным лонжероном и раскосом у корня.

В лобовой фанерной обшивке на концах крыла имеются профилированные щели, выполняющие роль предкрылков. Каждая консоль крепится к фюзеляжу в трех точках с помощью конусных болтов.

Элероны состоят из двух частей и расположены по всему размаху. Имеется устройство для изменения среднего положения элеронов в полете (вверх и вниз). Ручка управления зависанием элеронов расположена на кронштейне вала управления.

На крыле, позади лонжерона, сверху и снизу расположены интерцепторы.

Летные испытания БК-4 показали нормальную устойчивость и хорошую маневренность планера. Все органы достаточно эффективны, особенно интерцептеры. Наивыгоднейшая скорость на спирали с креном 45° равна 60-65 км/час, с креном до 60° — до 70 км/час. Взлет с мотостарта производится на скорости 80-90 км/час. Перед взлетом элероны ставят в нижнее положение.

ЛТХ:

Модификация: БК-4
Размах крыла, м: 14,00
Длина, м: 6,75
Удлинение: 14,80
Высота, м: 1,37
Площадь крыла, м: 13,20
Масса, кг
-пустого: 205
-максимальная: 295
Крейсерская скорость, км/ч: 75
Макс. аэродинамическое качество: 25
Скорость, соответствующая МАК, км/ч: —
Минимальное снижение, м/с: 0,80
Посадочная скорость, км/ч: 50
Экипаж, чел: 1.

1.БК-4 КАУНАС

Планер БК-4 «Каунас».

2.БК-4 с открытой кабиной.

Планер БК-4 «Каунас».

3.БК-4 КАУНАС в полёте.

Планер БК-4 «Каунас» в полете.

4.Приборная панель планера БК-4.

Приборная панель планера БК-4.

5.БК-4. Схема.

БК-4. Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметев. Планеры.
Фотогалерея Benvenutas. BK-4 «Kaunas».