Планер КАИ-11.
Разработчик: Студенческое КБ Казанского авиационного института (СКБ КАИ).
Страна: СССР
Первый полет: 1958 г.
В течение лета 1957 года, членами студенческого КБ Казанского авиационного института был разработан технический проект одноместного планера первоначального обучения КАИ-11 и подготовлены все материалы, необходимые для его производства. В руководстве работой над планёром большое участие принимал завкафедрой конструкции и проектирования самолётов В.Г.Воробьев (тогда доцент) и ассистент той же кафедры главный конструктор ОКБ М.П.Симонов.
В течение зимы 1957-1958 годов планер, (собранный в помещениях казанского завода № 22), прошёл статические испытания. В марте 1958 года на аэродроме Центрального аэроклуба им. Чкалова приземлился самолет Ли-2, на котором в Москву был доставлен планер КАИ-11. Для проведения испытаний на этом же самолете прилетела группа студентов. Успешно пройдя лётные испытания планёр был запущен в серийное производство. Приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 12 июля 1960 года за работу «Планёр первоначального обучения КАИ-11» были награждены медалями студенты Э.Гройсман, Ю.Денисов, П.Левашов, В.Мосин, В.Насекин, В.Платонов, А.Ровных и В.Холдоялиди.
Серийное производство началось осенью 1958 года. Серия состояла почти из 100 аппаратов, однако сколько точно было выпущено и где именно выпускался этот планёр установить пока не удалось. Ходят слухи о том, что происходило это на некой авиационной рембазе под Москвой. Можно предположить, что это была либо 321-я авиационная ремонтная база, (преобразованная летом 1952 года в 121-й авиационный ремонтный завод ВВС), либо Московская авиационно-ремонтная база ДОСААФ (теперь Московский авиационно-ремонтный завод).
В 1959 году в результате слияния СКБ КАИ и общественного КБ авиационного объединения им. С.П.Горбунова было создано союзное опытное конструкторское бюро спортивной авиации — ОКБ СА, во главе с А.Х.Пантюхиным. ОКБ СА осуществляло сопровождение серии планера КАИ-11 до 1961 года.
Главным отличием КАИ-11 от известного учебного планёра БРО-11 была возможность запуска в воздух не только с амортизатора, но и любыми механизированными средствами: мотолебедкой, автолебедкой и даже буксировкой за самолетом. Цельнометаллическая конструкция делала КАИ-11 более долговечным по сравнению с «брошкой».
Благодаря особенностям своей аэродинамической компоновки, даже при потере скорости во время полёта, КАИ-11 не сваливался на крыло или в штопор, а опускал нос и набирал скорость, сохраняя управляемость элеронами.
Учитывая, что многим планерным кружкам было не под силу обзавестись мотолебёдкой, сотрудники ОКБ КАИ создали специальный комплект, состоящий из КАИ-11, самоходной стартовой лебедки для запуска и перевозки планёра, а также тележки, на которой можно транспортировать планёр в собранном и разобранном виде. Располагая таким комплектом, кружок или планерная станция имели возможность доставлять планёр в нужное место и запускать его в воздух, совершая подлёты на высоту 6-8 м. Правда не известно, выпускались ли такие комплекты серийно.
ЛТХ:
Размах крыла, м: 9,43
Длина, м: 5,10
Высота, м: 1,28
Площадь крыла, м2: 10,2
Масса, кг
-пустого: 70
-полётная: 142
Макс. аэродинамическое качество: 15
Макс. скорость на буксире, км/ч: 140
Посадочная скорость, км/ч: 45.
Одноместный планер первоначального обучения КАИ-11.
Планер КАИ- 11. Аэродром Чертаново, лето 1965 г.
Полеты на КАИ-11. Москва, аэродром Чертаново. Декабрь 1966 г.
Планер КАИ-11 на стоянке.
Планер КАИ-11.
Планер КАИ-11.
Планер КАИ-11.
Планер КАИ-11.
Планеры КАИ-11.
Кабина планера КАИ-11. На втором плане планер КАИ-12 «Приморец».
КАИ-11. Схема.
.
.
Источники:
Б.Н.Шереметев. Планеры.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Фотоархив www.aeroclub.msk.ru