Планер КАИ-12 «Приморец».

Разработчик: КАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.

Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете, был разработан и начал строиться предположительно в 1956 году. Начал поступать в планерные клубы и планерные станции в 1958 году. Планер был разработан на базе Чехословацкого планера «Пионер», но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера на тот момент принесло планерному спорту свежую струю. Планер КАИ-12 «Приморец» имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и выполнения фигур пилотажа.

На планере разрешается выполнять:
— спирали с креном 30° и 50°;
— нормальный штопор (один виток в любую сторону).

В течение нескольких лет на планере был установлен ряд рекордов, вот некоторые из них: 22 июля 1959 года, брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437 км, в том же месяце, спортсмен Днепропетровского аэроклуба, выпарил на этом планере на высоту 4920 м, установив тем самым республиканский рекорд.

Крыло — постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль «NACA-43012». Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла — из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом. Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки — «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний — против потока, нижний — по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68 х 29 мм, контрподкосы из трубок диаметром 14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона — полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.

Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы — лонжероны, поперечные — шпангоуты (14 штук) и между ними — диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть фонаря — откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки — для передней и задней кабин. Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.

Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты — тросовая. Проводка управления элеронами — жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле — тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещенных на левом борту в обеих кабинах. С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом — носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.

Шасси планера — колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо — баллонного типа, размером 400х150 — укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.

Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.

Оперение — свободнонесущее. Стабилизатор — неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем «NACA-0010», набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном — в месте крепления кабанчика, и двух крайних — в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового «лобика». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.

Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен ц двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления — тонкий дюралюминий, а всего руля — полотно.

Окраска большинства планеров «Приморец» в основном зеленая, за исключением нижней части фюзеляжа и руля направления, которые окрашены в голубой цвет. Колесо — серое, лыжа — черная. Надписи нанесены красной краской.

ЛТХ:

Модификация: КАИ-12 «Приморец»
Размах крыла, м: 13,42
Длина, м: 7,77
Высота, м
Удлинение: 8,90
Площадь крыла, м2: 20,20
Масса, кг
-пустого: 253
-полетная: 433
Макс. аэродинамическое качество: 18,5
Макс. скорость на буксире, км/ч: 140
Макс. скорость в пикировании, км/ч: 180
Минимальная скорость, км/ч: 60
Посадочная скорость, км/ч: 55-58
Экипаж, чел: 2.

1.Учебно-тренировочный планер КАИ-12 Приморец.

Учебно-тренировочный планер КАИ-12 «Приморец».

2.КАИ-12 (Приморец) Учебно-тренировочный планер. 2

Планер КАИ-12 «Приморец».

3.КАИ-12 (Приморец) Учебно-тренировочный планер. 3

Планер КАИ-12 «Приморец».

4.Взлёт аэропоезда. Буксировщик Як-12 и КАИ-12.

Взлёт аэропоезда. Буксировщик Як-12 и планер КАИ-12.

5.КАИ-12 на зимнем аэродроме.

Планер КАИ-12 на зимнем аэродроме.

Àýðîäðîì Äóáðîâèöû 1967ã. Ëåò÷èê-èíñòðóêòîð Ñëåïîé Þðèé Ëüâîâè÷

Планер КАИ-12 на зимнем аэродроме.

Ïëàíåð ÊÀÈ-12 "Ïðèìîðåö", àýðîäðîì Äóáðîâèöû.

Планер КАИ-12. Аэродром Дубровицы. 1959 г.

Ïëàíåð “Ïèîíåð”. Àýðîäðîì Äóáðîâèöû1959ã.

Планер КАИ-12. Аэродром Дубровицы. 1959 г.

Àçðîäðîì Äóáðîâèöû 1967ã. Ëåò÷èê-èíñòðóêòîð Ïèâîâàðîâà Àííà Ìàêñèìîâíà ñî âîåé ñïîðñìåíêîé

Планер КАИ-12.

8а.Планеристы в кабине планера КАИ-12.

Планер КАИ-12.

Ïëàíåð ÊÀÈ-12 "Ïðèìîðåö". Âî 2îì ÌÃÀÊ ýêñïëóàòèðîâàëñÿ 1958-1971ãã.

Планер КАИ-12 в полете.

Ïëàíåð ÊÀÈ-12 “Ïðèìîðåö”, êàáèíà

Кабина планера КАИ-12.

11.КАИ-12. Рисунок.

КАИ-12. Рисунок.

КАИ-12. Чертеж.

12.КАИ-12. Схема 1.

КАИ-12. Схема 1.

13.КАИ-12. Схема 2.

КАИ-12. Схема 2.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметьев. Планеры. 1959 г.
Моделист-Конструктор. Игорь Костенко. КАИ-12 «ПРИМОРЕЦ».
Кирилл Сорокин. КАИ-12 «Приморец».
www.aeroclub.msk.ru