Планер КАИ-14.

Разработчик: КАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.

КАИ-14 — одноместный планер-паритель стандартного класса. Спроектирован в СКВ КАИ, строился и доводился при непосредственном участии М.П.Симонова, В.С.Чудакова, Э.Ф.Гройсмана и других на КАПО им.С.П.Горбунова в 1962 году. Помимо парения на планере КАИ-14 выполнялись фигуры простого и сложного пилотажа.

В качестве схемы был выбран свободнонесущий моноплан с высокорасположенным трапециевидным крылом большого удлинения и V-образным оперением. С целью достижения максимального значения аэродинамического качества в компоновке крыла использовался ламинарный профиль NACA-63(420)-517. Вся поверхность крыла, фюзеляжа и оперения была Отполирована, а мидель фюзеляжа уменьшен за счет размещения летчика в кабине в полулежачем положении. Конструкция планера — цельнометаллическая. Крыло — однолонжеронное с работающей обшивкой. Фюзеляж — типа монокок, собран из шпангоутов и работающей обшивки. Сбрасываемый фонарь не выступал из обводов фюзеляжа. Посадочные приспособления состояли из неубираемого колеса и хвостового костыля. Управление рулями, элеронами и интерцепторами — полужесткое. Механизм передачи усилий на рули оперения располагался в хвостовой части фюзеляжа.

Планер был рассчитан по второму классу второй группы временных норм прочности спортивных планеров 1952 года, по которым была принята предельная эксплуатационная перегрузка, равная 6 единицам. Испытывали планер (2-й экземпляр, угол развала оперения 104°) пилоты В.И.Кирсанов и В.И.Перов. На 25-м полете при испытании на эффективность элеронов в штопоре планер КАИ-14 потерпел аварию. В воздухе в процессе интенсивного нарастания скорости полета и перегрузки произошло разрушение левой консоли крыла по третьей нервюре. Фонарь заклинило, и летчик В.И.Перов не смог покинуть планер. При ударе о землю он получил тяжелую травму позвоночника.

Для окончания испытаний на штопор был использован третий экземпляр планера КАИ-14. Угол развала оперения равнялся 90°. На этом планере был выполнен 21 полет.

Максимальное аэродинамическое качество, полученное в процессе летных испытаний, равнялось 39 единицам, а минимальная скорость снижения — 0,58 м/с. Эти данные по своему времени превышали показатели лучших отечественных и зарубежных планеров стандартного класса.

ЛТХ:

Модификация: КАИ-14
Размах крыла, м: 15,00
Длина, м: 5,82
Относительное удлинение: 25
Площадь крыла, м2: 9,00
Масса, кг
-пустого: 180
-полетная: —
Макс. аэродинамическое качество: 39
Минимальное снижение, м/с: 0,58
Экипаж, чел: 2.

Ïëàíåð ÊÀÈ-14. Âî 2îì ÌÃÀÊ ýêñïëóàòèðîâàëñÿ 1961-1962ãã.

Одноместный планер-паритель КАИ-14.

2.Планер КАИ-14.

Планер КАИ-14.

3.КАИ-14 с измененным фонарем кабины.

Планер КАИ-14 с измененным фонарем кабины.

Планер КАИ-14 с измененным фонарем кабины. Фото Марата Мухутдинова сделанные в 1968-1972 гг.

.

.

 Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Кирилл Сорокин. КАИ-14.
Фотоархив www.aeroclub.msk.ru
Фотоархив сайта russianplanes.net