Планер КАИ-50 «Букварь».

Разработчик: студенческое КБ КАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1981 г.

В 1980 году в КАИ изготовили, а в начале 1981 года испытали в воздухе первый образец планера первоначального обучения КАИ-50 «Букварь», особенностью которого стала стеклопластиковая конструкция аппарата. Демонстрация его на ВДНХ в 1982 году принесла КАИ бронзовые медали. К сожалению, попытка серийного выпуска планера в Оренбурге закончилась неудачей. Там сделали всего три экземпляра, два из которых «вернулись» в Казань. Однако задел неудавшейся серии нашел применение и на базе КАИ-50 в 1988 году был создан двухместный вывозной планер КАИ-502, который использовался по своему назначению.

Вместе с тем, прототип КАИ-50 переделали в мотопланер, использовав для этого лодочный мотор «Привет». Из двухцилиндрового сделали два одноцилиндровых двигателя и разместили их сзади пилота на пилоне. Летом 1990 года аппарат испытали в воздухе, и начались его полеты со студентами. КАИ-50МП очень заинтересовал ОКБ СА, были планы запустить его в серию, но переговоры зашли в тупик и с развалом СССР прекратились.

Основной материал стеклопластик, обшивки трехслойные панели и лавсан (перкаль/астролон — это уже позже на моторном).
Плюс немного фанеры, стали и дюраля.

ЛТХ:

Длина, м: 4,8
Размах, м: 9,2
Площадь крыла, м2: 10,8
Удлинение: 7,5
Удельная нагрузка, кг/м2: 16,1
Масса максимальная, кг: 175
Масса пустого, кг: 84
Наивыгоднейшая скорость, км/ч: 55
Скорость сваливания, км/ч: 45
Скорость максимально допустимая, км/ч: 144
Скорость вертикальная, м/с: 1,1
Макс. аэродинамическое качествокачество: 14.

1.Планер КАИ-50.

Планер КАИ-50 «Букварь».

2.Запуск планера КАИ-50 с амортизатора.

Запуск планера КАИ-50 с амортизатора.

3.Взлет планера КАИ-50

Запуск планера КАИ-50 с амортизатора.

4.КАИ-50 Букварь. Схема

КАИ-50 «Букварь». Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Журнал «Техника-молодёжи» № 02 за 1988 г.
Персональный сайт — КАИ. (http://ravil-veniaminov.narod.ru).