Планер «Летува» ЛАК-9.
Разработчик: К.Гячас
Страна: СССР
Первый полет: 1976 г.
Одноместный, рекордный планер открытого класса. Первый советский серийный пластмассовый планер. Серийная модификация планера была разработана ведущим конструктором К.Гячасом. Впервые планер ЛАК-9 взлетел под управлением В.Шлюмбы 12 мая 1976 года. Строился планер на ЭЗСА. Было выпущено 8 экземпляров планера. В 1976 году планер участвовал в чемпионате мира в Финляндии.
Планер ЛАК-9 полностью удовлетворял требованиям ФАИ как планер открытого класса. Высокие летные данные (Кmax=48) достигались за счет применения крыла большого удлинения с современным ламинарным профилем и совершенной формой фюзеляжа.
Конструкция планера была выполнена цельнопластмассовой, крыло — однолонжеронного типа с разъемом по оси симметрии. Сечение крыла состояло из двух кессонов и лонжеронов коробчатого типа. Несущие полки были выполнены из эпоксидной смолы, армированной ориентированным стекловолокном в одном направлении. Несущие стенки — трехслойной конструкции: 8-мм пенопласт (средний слой) обклеен с каждой стороны одним слоем стеклоткани. Обшивка крыла трехслойная. Она состояла из двух тонких слоев стеклоткани, между которыми был расположен слой заполнителя — пенопласта. Вся оболочка крыла была склеена из двух половин — верхней и нижней. В корне крыла вклеена нервюра из авиационной фанеры. В переднем кессоне помещалась балластная камера, задний кессон закрывала вспомогательная стенка — лонжерон, к которой крепились узлы подвески закрылка и элерона.
Фюзеляж — цельнопластмассовый, типа монокок. Форма сечения овальная, суживающаяся кверху. Фюзеляж имел центроплан, а его задняя часть переходила в киль. Трехслойная оболочка фюзеляжа была склеена из двух половин с вертикальным швом. Кабина с полулежащим пилотом была закрыта большим, легкосъемным фонарем из органического стекла, вписывавшимся в обводы фюзеляжа.
На планере было установлено полностью убирающееся тормозное колесо с амортизатором. В задней части фюзеляжа располагалась хвостовая пята.
В качестве горизонтального оперения на планере ЛАК-9 был применен цельноповоротный стабилизатор пластмассовой конструкции, который крепился к килю на высоте одной трети киля. Вертикальное оперение состояло цельнопластмассового киля и деревянного руля направления.
Управление элеронами, закрылками, цельноповоротным стабилизатором, рулем направления и воздушными тормозами осуществлялось с помощью систем жестких тяг, качалок, муфт и подвесок.
Для увеличения удельной нагрузки на несущую поверхность крыла с целью увеличения оптимальных скоростей полета в благоприятных метеорологических условиях на планере имелась система водобаласта (100 кг), расположенная в переднем кессоне крыла. Слив воды производился за борт через шахту шасси.
ЛТХ:
Длина, м: 7,27
Размах крыла, м: 20,02
Площадь крыла, м2: 15,0
Удлинение: 26,7
Масса, кг: 410
Удельная нагрузка, кг/м2
-без балласта: 32
-с балластом: 39
Макс. аэродинамическое качество
-без балласта: 46
-с балластом: 47
Наивыгоднейшая скорость, км/ч
-без балласта: 93
-с балластом: 103
Экономическая скорость, км/ч
-без балласта: 80
-с балластом: 89
Мин. скорость снижения, м/с
-без балласта: 0,51
-с балластом: 0,59.
Планер «Летува» ЛАК-9. Аэродром Пахомово.
Планер «Летува» ЛАК-9M. Музей ВВС Монино.
Планер «Летува» ЛАК-9M. Музей ВВС Монино.
«Летува» ЛАК-9. Схема.
.
.
Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Фотоархив www.aeroclub.msk.ru
Фотоархив сайта russianplanes.net