Мотопланер МАК-15МП.

Разработчик: Кузаков
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.

С целью дальнейшего расширения тактических возможностей МАК-15 было решено планер сквозного обучения модифицировать в мотопланер (это позволило бы обеспечить автономный старт аппарата, удешевить обучение спортсменов-планеристов, т.к. основные расходы при обучении приходятся на содержание и эксплуатацию самолета-буксировщика).

В 1956 году М.А.Кузаковым был спроектирован и изготовлен в УПМ МАИ мотопланер МАК-15МП. Он представлял собой дальнейшее развитие планера МАК-15. В носовой его части был установлен двухтактный пятицилиндровый двигатель ВП-760 конструкции В.Полякова. Двигатель звездообразный, воздушного охлаждения. Максимальная мощность 23 л.с. при 2350 об/мин, эксплуатационная мощность (0,6 номинальной) 14 л.с. Масса сухого двигателя 24 кг, рабочий объем 760 куб.см.

Доработки планера были незначительными. Двигатель крепился к мотораме, сваренной из стальных тонкостенных труб. На приборной доске имелись приборы контроля работы двигателя. Кабина закрывалась каплеобразным фонарем, отформованным из оргстекла без каркаса. За спинкой сидения пилота размещался бензобак, заправочная горловина бака находилась под фонарем. Двигатель был тщательно закапотирован, на двухлопастном деревянном винте диаметром 1,3 м установлен дюралюминиевый кок. Для плавного сопряжения фонаря с фюзеляжем сделан легкий гаргрот. Нижняя часть фюзеляжа, кроме гар-грота, имела обтекатель на колесе. Таким образом, аэродинамика планера практически осталась прежней.

Испытания МАК-15МП проводились по программе, утвержденной ЦК ДОСААФ, с 20 августа по 10 сентября 1956 года. Ведущий летчик-испытатель МАК-15МП А.А.Чеботарев. Во время испытаний проверялись летные данные мотопланера на буксире за самолетом, определялись устойчивость и управляемость в свободном полете с работающим мотором и с неработающим.

Мотопланер взлетал с выключенным двигателем на буксире за самолетом Як-12М на скорости 55-60 км/ч. Как на буксире, так и в свободном полете аппарат не имел пилотажных особенностей. Взлетно-посадочные данные мотопланера с неработающим мотором практически не отличались от аналогичных данных планера МАК-15.

С работающим двигателем на взлете и на посадке мотопланер имел хорошую устойчивость и управляемость. Максимальная скороподъемность 0,8-1 м/с на скорости 70 км/ч. Максимальная высота полета с работающим мотором 2250 м. Двигатель в полете запускался довольно легко.

Максимальное аэродинамическое качество мотопланера 16,7, нагрузка на крыло 24,2 кг/кв.м. Масса пустого мотопланера 205 кг, взлетная масса 305 кг.

11 сентября 1956 года был подписан акт о результатах летных испытаний мотопланера.

Мотопланер успешно прошел летные испытания, но его двигатель требовал некоторой доработки.

ЛТХ:

Модификация: МАК-15МП
Размах крыла, м: 10,40
Длина, м: 5,57
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 12,56
Масса, кг
-пустого: 200
-полетная: 305
Тип двигателя: 1 х ПД ВП-760
-мощность, л.с.: 1 х 23
Максимальная скорость, км/ч: 150
Крейсерская скорость, км/ч: 125
Макс. аэродинамическое качество: 16,7
Минимальное снижение, м/с: —
Посадочная скорость, км/ч: —
Экипаж, чел: 1.

 

Мотопланер МАК-15МП.

М.Кузаков (слева) и В.Поляков около мотопланера МАК-15МП.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Кирилл Сорокин. МАК-15М.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Кузаков МАК-15МП».