Планер ВА-3/48 «Днепр».

Разработчик: МАИ В.В.Абрамов
Страна: СССР
Первый полет: 8 октября 1952 г.

В 1948 году ЦК ДОСАВ объявил о конкурсе на разработку нового поколения спортивных планеров с целью возродить планерный спорт и восстановить парк спортивных планёров в СССР. Лучшие проекты рекомендовали в производство, и среди пилотно-тренировочных планеров победила модель ВА-3/48, которую окрестили «Днепр», созданная конструктором Абрамовым из МАИ. Проектные работы и испытания статического характера осуществлялись сотрудниками МАИ, построен же планёр был в Смоленске.

Одноместный рекордно-тренировочный планер ВА-3/48 «Днепр» конструкции В.В.Абрамова предназначен для обучения высшему пилотажу в учебных организациях и тренировочных парящих полетах на дальность и высоту.

Планер представляет собой свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла, свободнонесущим оперением и обтекаемым фюзеляжем цельнодеревянной конструкции с набором металлических узлов.

Крыло — двухлонжеронное с работающей обшивкой состоит из двух консолей, стыкуемых с фюзеляжем при помощи восьми стыковых болтов. Профиль крыла Р-III.
Фюзеляж — полумонокок, набор состоит из 19 шпангоутов, двух лонжеронов и стрингеров. Обшивка фанерная толщиной от 1,5 до 2-х мм. Кабина пилота закрыта фонарём из плексигласа толщиной 5-6 мм. Фонарь оборудован системой аварийного сбрасывания. Сиденье пилота цельнодеревянной конструкции, регулируемое по росту пилота, с откидной спинкой.

Оперение. Вертикальное оперение состоит из киля и руля поворотов, горизонтальное — свободнонесущей конструкции, состоит из стабилизатора и руля высоты. Киль — двухлонжеронной конструкции составляет с фюзеляжем одно целое. Руль направления однолонжеронной конструкции. Набор состоит из лонжерона коробчатого сечения и нервюр ферменной конструкции. Обшивка лобовой части — фанерная, толшиной 1 мм. Руль поворота крепится к килю при помощи трёх шарнирных болтов. Включение в схему ножного управления осуществляется при помощи кабанчика, расположенного в нижней части руля.

Стабилизатор — двухлонжеронный обшит с двух сторон фанерой толщиной 1 мм. Набор состоит из нервюр форменной конструкции. Крепится к фюзеляжу четырьмя стальными узлами с стыковыми болтами. Руль высоты — однолонжеронный, набор состоит из нервюр форменной конструкции. Лобовая часть руля зашита фанерой толщиной 1 мм. Руль крепится к стабилизатору пятью шарнирными болтами.

Включение в схему ручного управления осуществляется при помощи кабанчика сварной конструкции, укрепленного на лонжероне руля.

Посадочное устройство состоит из лыжи и костыля. Лыжа — сосновый брус сечением 60 х 15 мм крепится к фюзеляжу при помощи шарнирного узла и пяти амортизационных колец. В целях предупреждения истирания лыжного бруса нижняя часть бруса окована 1,5 мм листовой сталью. Оковка крепится к нижней части полоза при помощи шурупов. Костыль состоит из двух стальных пластин, изготовленных из рессорной стали. Костыль крепится к подкостыльной балке двумя болтами.

Управление планером ручное — смешанного типа, ножное — тросовое.

Аэронавигационное оборудование состоит из указателя скорости, приемника воздушного давления, указателя поворотов, высотомера, вариометра, компаса и часов.

Электрооборудование состоит из комплекта АНО, посадочной фары, лампочек подсвета приборной доски и системы обогрева трубки Пито.

Питание бортовой сети осуществляется от аккумулятора 12А10, установленного в контейнере за спинкой сиденья пилота. Распределительный щиток расположен на правом борту кабины.

Первый полет на планере ВА-3/48 «Днепр» выполнил летчик-инспектор ЦК ДОСААФ Новиков. Ведущим лётчиком-испытателем при проведении лётных испытаний планёра ВА-3/48 «Днепр» был Владимир Владимирович Иванов. Испытания проводились в период с 8 октября по 15 ноября 1952 года на аэродроме «Тайнинская» 3-го Московского Городского Аэроклуба.

За период испытаний было выполнено 15 полётов за самолётом-буксировщиком По-2, из них 11 полётов выполнено ведущим лётчиком спортсменом-планеристом 3-го Московского Городского Аэроклуба тов. В.В.Ивановым и 4 полёта лётчиками облёта — мастером планерного спорта В.Е.Выгоновым и начальником 3-го МГАК И.Ф.Бобарыкиным.
Организация испытательных полётов и обеспечение материальной частью производились командованием 3-го МГАК, обеспечение испытательной аппаратурой и методическое руководство — ЛИИ МАП.

Испытания проводились согласно приказу зам. Председателя оргкомитета ДОСААФ гв.генерала-лейтенанта авиации Каманина по программе, утверждённой оргкомитетом ДОСААФ.

В процессе лётных испытаний определялись лётно-технические характеристики планера,оценивалась устойчивость и управляемость, определялись характеристики основных фигур пилотажа. Были проведены испытания на штопор.

По результатам испытаний планёр ВА-3/48 был рекомендован как учебно-тренировочный для обучения высшему пилотажу и парящим полётам.

ЛТХ:

Модификация: ВА-3/48 «Днепр»
Размах крыла, м: 13,50
Длина, м: 6,00
Удлинение: 14,80
Высота, м: 1,40
Площадь крыла, м: 12,30
Масса, кг
-пустого: 218
-нормальная полетная: 300
Максимальная скорость, км/ч: —
Макс. аэродинамическое качество: 25
Скорость, соответствующая МАК, км/ч: 85
Экипаж, чел: 1.

1.В.В.Абрамов у планера Днепр.

В.В.Абрамов у планера ВА-3/48 «Днепр».

2.ВА-3-48 Днепр. Схема.

ВА-3/48 «Днепр». Схема.

.

.

Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Б.Н.Шереметьев. Планеры. 1959 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.