Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот.
Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ) — вспомогательный род войск в составе Красной Армии, сформированный в годы Гражданской войны. Главные задачи: борьба с авиацией противника, разведка, поддержка с воздуха сухопутных войск.
Рабоче-Крестьянский Красный воздушный Флот (РККВФ) делился на авиацию и воздухоплавание.
В декабре 1917 года создается специальное Управление воздушного флота, преобразованное 24 мая 1918 года в Главное управление рабоче-крестьянского Красного военно-воздушного флота (Главвоздухфлот). Параллельно создаются Московский, Петроградский, Южный и другие окружные управления воздушного флота. Для руководство военно-воздушными силами непосредственно на фронтах Гражданской войны в сентябре 1918 года создается Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм), а также аналогичные управления при штабах фронтов и армий.
После принятия декрета Совета Народных Коммисаров (СНК) об организации РККА 15(28) января 1918 года началось создание добровольческих авиаотрядов, которые совместно с красногвардейцами, революционными солдатами и матросами участвовали в борьбе за установление Советской власти в стране и подавлении первых контрреволюционных выступлений. С переходом летом 1918 года к строительству регулярной Красной Армии в РККВФ началось упорядочение формирования и боевого использования частей, ликвидация различия в их структуре, выработка единых штатов. Были созданы первые авиационные научно-исследовательские учреждения: Летучая лаборатория (март 1918 г.), Центральный аэрогидродинамический институт — ЦАГИ (декабрь 1918 г.), научно-опытный аэродром (сентябрь 1920 г.).
В качестве основной организационной единиц в РККВФ были приняты авиационный отряд в 6 самолетов и одностанционный воздухоплавательный отряд. 3-4 авиаотряда объединялись в авиационные дивизионы. В целях массирования авиации на решающих направлениях боевых действий создавались временный соединения — авиационные группы. Первые 9 авиаотрядов новой организации в августе 1918 года были направлены на Восточный фронт. К концу года их число возросло до 50. В 1918-1919 гг. была организационно оформлена истребительная авиация противовоздушной обороны Москвы, Петрограда, Тулы, Кронштадта, Саратова.
Всего за годы Гражданской войны РККВФ имел около 2,3 тыс. самолетов, из которых к концу войны в строю оставались около 300.
Личный состав Дивизиона воздушных кораблей. Сарапул. 1920 г.
Самолеты и летчики одного из истребительных авиаотрядов РККВФ.
По решению РВСР от 25 марта 1920 года образовано Управление снабжения РККВФ. Полевое управление авиации и воздухоплавания преобразовано в Штаб воздушного флота, морская авиация (14 гидроотрядов, 4 гидродивизиона, около 80 самолётов) объединена с сухопутной. В августе 1921 года Управление снабжения и Штаб воздушного флота влились в Главвоздухофлот, которое с этого времени стало единым органом руководства авиацией Советской Республики.
После Гражданской войны основным тактическим подразделением советской авиации был авиаотряд. По штатам мирного времени, введенным 12 сентября 1922 года, в авиационном отряде имелось 8 действующих и 2-4 запасных самолета. Три отряда сводились в эскадрилью, являвшуюся воинской частью, две эскадрильи — в эскадру. Существовали также отдельные отряды и эскадрильи. Все авиачасти на территории военного округа подчинялись помощнику командующего округа по авиации. Существовали также части центрального подчинения, выполнявшие специальные функции.
Вся авиация делилась на армейскую и корпусную. К первой относили истребительные и штурмовые эскадрильи и отряды, ко второй — разведывательные. Бомбардировочная авиация была выделена в самостоятельный род воздушных сил в 1924 году, когда при новой реорганизации предусмотрели формирование легкобомбардировочных и тяжелобомбардировочных эскадрилий. Согласно «расписанию» от 16 сентября первичным подразделением ВВС РККА было звено из трех самолетов. Отряд истребительной авиации состоял из трех звеньев, в разведывательной и легкобомбардировочной — из двух. В отряде тяжелых бомбардировщиков имелось три самолета. В мае 1925 года в штат стрелковых корпусов и кавалерийских дивизий были введены авиационные отряды по 6, 8 и 12 машин, предназначавшихся для ближней разведки и обслуживания артиллерии.
Отряды объединялись в эскадрильи. Истребительная эскадрилья состояла из трех отрядов по три звена — 46 самолетов, из них 12 запасных.
Легкобомбардировочная и разведывательная эскадрильи включали по три отряда и насчитывали 31 самолет, в том числе 12 запасных.
В тяжелобомбардировочной эскадрилье было два отряда — всего 6 самолетов, ввиду отсутствия материальной части к концу 1925 года удалось организовать одну Тяжелую эскадрилью, которая фактически состояла из одного отряда и «тренировочной ячейки», укомплектованных разными «импортными» машинами. Свыше 70 % разведывательно-бомбардировочного парка на то время составляли самолеты-разведчики «Fokker С-IV»; «De Havilland HD.9» и его советский дубликат — Р-1.
В истребителях служило около 300 аэропланов, в том числе 112 истребителей «Fokker D.XI» (ФД-XI), около 30 машин Ansaldo A.1 «Ballila», около 100 истребителей Martinsyde F.4 «Buzzard» и 17 истребителей И-2 (основная серия истребителя под обозначением И-2бис выпускалась в период 1926-1929 гг.).
Самолет-разведчик Р-1.
Истребитель Fokker D.XI (ФД-XI).
Истребитель Ansaldo A.1 «Ballila».
Истребитель Martinsyde F.4 «Buzzard».
Истребитель И-2бис.
15 сентября 1926 года, постановлением Реввоенсовета, Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ) переименовали в Военно-Воздушные Силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА).
.
.
Список источников:
Советская энциклопедия, 1983. Гражданская война и военная интервенция в СССР.
П.Ф.Березин. Красная авиация в борьбе с белополяками.
Оставить комментарий