Легкий самолет-разведчик ЛР (ЦКБ-1).

Разработчик: Кочергин
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.0.лр

В 1933 году конструкторский коллектив во главе с С.А.Кочеригиным создает легкий самолет-разведчик ЛР (ЦКБ-1) с двигателем М-34 (взлетная мощность 750 л.с., номинальная — 650 л.с.).
Выполненный по классической схеме одномоторного двухместного полутороплана смешанной конструкции, в целом повторявшей схему Р-5 и с таким же вооружением, ЛР М-34, благодаря более мощному мотору, несколько лучшей аэродинамике, меньшим геометрическим размерам и полетной массе, имел лучшие летные данные не только по сравнению с поликарповским Р-5, но и по сравнению с некоторыми современными ему истребителями, например, с широко известным И-5.

При полетной массе 2426 кг максимальная скорость полета ЛР у земли составила 271 км/ч, а на высоте 5000 м — 247 км/ч. Высоту 3000 м ЛР набирал за 7,3 минуты. Дальность полета — 700 км. Время виража — 17 сек.

Обшивка передней части фюзеляжа — дюралюминевая, хвостовой полотно на очень легком дюралюминиевом каркасе. Кабина летчика — открытая с откидным левым бортом для входа. Кабина летнаба была закрыта турельным экраном, вращаемым на 360°. На левом борту легкосбрасываемая дверь. Крылья деревянные. Оперение -дюралюминиевое с полотняной обшивкой. Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки, двухлонжеронный. Шасси по схеме Р-5, но амортизация — масляно-воздушная. Колеса дисковые, тормозные, что было ново в СССР. Моторама — отъемная на четырех болтах. Радиатор выдвижной вниз, сотовый. Имелся и масляный радиатор.

Стрелковое вооружение разведчика состояло из одного синхронного пулемета ПВ-1 у летчика и одного оборонительного ШКАС на турели у летнаба. Нормальная бомбовая нагрузка — 200 кг (8×25 или 2×100 кг).

После установки в 1934 году на втором опытном экземпляре ЛР более мощного и высотного двигателя М-34Н с нагнетателем (взлетная мощность 835 л.с., номинальная мощность 752 л.с.) летные данные машины улучшились значительно.

При полетной массе 2590 кг, самолет-разведчик ЛР с двигателем М-34Н имел максимальную скорость у земли — 282 км/ч, а на высоте 4000 м — 319 км/ ч. Время подъема на высоту 3000 м составило 6 мин. Время виража на высоте 1000 м — 17 сек. Радиус действия на высоте 3000 м — 340 км. Длины разбега и пробега, соответственно, составили — 210 и 250 м.

С нормальной бомбовой нагрузкой (полетная масса 2800 кг) максимальная скорость самолета у земли снижалась до — 273 км/ч, а на высоте 3700 м — до 303 км/ч.

Государственные испытания ЛР М-34Н прошел с высокой оценкой. Самолет вполне мог рассматриваться и в качестве легкого штурмовика-разведчика. Но в этом случае наступательное вооружение должно было быть усилено. В отчете по госиспытаниям, утвержденным Начальником ВВС Алкснисом 3 октября 1934 года, указывалось, что обзор из кабины летнаба ограничен, имеется тенденция к рысканию на пробеге и взлете, самолет разворачивает влево. При этом особо отмечалось, что представленный на государственные испытания самолет выполнен 39-м авиазаводом весьма небрежно с плохой отделкой внешней поверхности и т.д.
Несмотря на выявленные недостатки, военные испытатели рекомендовали после доведения ЛР М-34Н до состояния эталона запустить самолет в серийное производство в варианте легкого штурмовика-разведчика.

Кроме того, предлагалось разработать новую экранированную турель, увеличить радиус действия на высоте 3000 м до 400 км и максимальную скорость полета на высоте 4000 м до 360 км/ч.

И все же в серию кочеригинская машина запущена не была. Предпочтение было отдано легкому штурмовику P-Z, являвшемуся глубокой модификацией массового разведчика Р-5, но меньших размеров и с редукторным мотором М-34РН (взлетная мощность — 825 л.с., номинальная мощность — 750 л.с.).

ЛТХ:

Модификация: ЛР
Размах крыла, м
верхнего: 13,00
нижнего: 10,80
Длина, м: 8,64
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 36,52
Масса, кг
-пустого самолета: 1734
-нормальная взлетная: 2426
Тип двигателя: 1 х ПД М-34
-мощность, л.с.: 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч
на высоте: 247
у земли: 271
Практическая дальность, км: 700
Скороподъемность, м/мин: 455
Практический потолок, м: 7400
Экипаж, чел: 2
Вооружение: один синхронный пулемет ПВ-1 и один пулемет ШКАС на турели, а также 200 кг бомб (8 х 25, 4 х 50 или 2 х 100 кг).

1.Самолет-разведчик ЛР(ЦКБ-1).

Самолет-разведчик ЛР (ЦКБ-1).

2.ЛР(ЦКБ-1). 1

Самолет-разведчик ЛР.

3.ЛР(ЦКБ-1). 2

Самолет-разведчик ЛР.

4.ЛР(ЦКБ-1). Вид спереди.

Самолет-разведчик ЛР. Вид спереди.

6.ЛР М-34НР. Схема.

ЛР М-34НР. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Сайт «ВВС России». Легкий разведчик ЛР.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.