Арктический самолет АРК-5.
Разработчик: Рафаэлянц
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.
В соответствии с планом освоения северных территорий. Управление Главсевморпути готовило на 1936 год перелет из Москвы на Землю Франца Иосифа. Рекордных целей при этом не ставилось. Основной задачей считалось изучение подступов к Северному полюсу, изучение маршрута, проведение ледовой разведки в Карском и Баренцевом морях, накопление информации о климатических и погодных изменениях.
Вновь были подготовлены два самолета Р-5. На этот раз их готовили особенно тщательно, а переделки и изменения были более основательны. Новая модификация получила обозначение АРК-5 — тем самым подчеркивалось, что этот вариант арктический.
Количество членов экипажа в АРК-5 увеличили до 3-х человек, кабина была добротно отделана, утеплена и обита плюшем. Бортовые обтекаемые контейнеры еще более увеличились в размерах, в них помещались запасные воздушные винты, лыжи, складные нарты, палатка и надувная резиновая лодка. Много там еще чего было. Все экспедиционное оборудование подбиралось из расчета, чтобы в случае вынужденной посадки на лед экипаж каждого самолета мог самостоятельно продвигаться к земле, имея при этом запас продовольствия на 45 суток для троих человек.
Самолеты получили регистрационные номера Н-127 и Н-128, внешне привлекали оригинальной окраской в зеленый и красный цвета.
Ведущий самолет Н-127 был оборудован радиопеленгатором и радиокомпасом, радиостанцией МРК-0,04, снабженной жесткой антенной на верхнем крыле. Н-128 был оборудован проще и имел коротковолновую радиостанцию для связи с землей и Н-127. Командиром перелета был назначен М.В.Водопьянов, его бортмехаником Ф.И.Бассейн, радистом С.А.Иванов. Вторым самолетом Н-128 управлял летчик В.М.Махоткин, его бортмехаником был В.Л.Ивашина, штурманом В.И.Аккуратов.
Перелет, начавшийся 28 марта 1936 года, прошел вполне благополучно, основная задача — доказать возможность полетов в высоких широтах — была достигнута. Эта экспедиция позволила более грамотно и осознанно подготовиться к последующим полетам и особенно к высадке дрейфующей станции в районе Северного полюса в 1937 году.
21 мая 1936 года в Москву вернулся один самолет — Н-127. Вторую машину подломали уже при возвращении домой в бухте Тихая. На момент поломки все были живы-здоровы, однако восстанавливать Н-128 не стали, аварийщиков чуть позднее забрал ледокол.
Что касается применения самолетов Р-5 на севере, то, справедливости ради, следует отметить, что средств и возможностей на их переделку не всегда хватало. Многим пилотам в последующие годы довелось обмораживать носы и щеки, летая на стандартных машинах с открытыми кабинами, которые щедро передавала армия в гражданские организации.
ЛТХ:
Модификация: АРК-5
Размах крыла, м: 15,50
Длина, м: 10,56
Высота, м: 3,60
Площадь крыла, м2: 50,20
Масса, кг
-пустого самолета: 2120
-нормальная взлетная: 3242
Двигатель: 1 х ПД М-17Ф
-мощность, л.с.: 1 х 715
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 217
-на высоте: 202
Крейсерская скорость, км/ч: 185
Практическая дальность, км: 1350
Практический потолок, м: 5600
Экипаж, чел: 3.
Самолет АРК-5.
Самолет АРК-5.
Самолет АРК-5.
Перед стартом Н-127 и Н-128. Второй слева М.Водопьянов, в центре в цивильной кепке В.Махошкин, крайний справа В.Аккуратов.
Самолет АРК-5 борт № СССР-Н128 после аварийной посадки.
Самолет АРК-5 на полярном аэродроме.
АРК-5. Рисунок.
АРК-5. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Сайт «Уголок неба». 2016 г. страница: «Поликарпов АРК-5».
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.